Posted 27 августа 2020,, 06:35

Published 27 августа 2020,, 06:35

Modified 30 марта, 13:30

Updated 30 марта, 13:30

Российские власти подверглись критике из-за госкомпаний

27 августа 2020, 06:35

Достоверной информации о количестве акционерных обществ (АО) и федеральных государственных унитарных предприятий (ФГУП), подконтрольных государству, не существует, констатирует Счетная палата РФ.

Как указывают аудиторы контрольного ведомства, данные «Единой системы управления госимуществом» (ФГИАС ЕСУГИ), за которую отвечает Росимущество, расходятся с данными Росстата и ФНС. Так, по оценкам Росимущества, в России напсчитыается 1 тыс. 25 АО и 626 ФГУП, по данным Росстата — 1 тыс. 59 АО и 760 ФГУП, а по подсчетам Федеральной налоговой службы — 218 АО и 792 ФГУП, сообщает РБК.

В Счетной палате обращают внимание на то, что сведения о деятельности госкомпаний фрагментарны и почти не подвергаются анализу, за исключением узкого круга крупнейших компаний. В отчеты для правительства Минэкономразвития включает данные только о десяти крупнейших АО — всего 1% от общего числа. В результате более 90% АО находятся в серой зоне, и их деятельность никак не анализируется.

Более того, отмечают аудиторы, оценки доли государства в экономике России существенно разнятся: Международный валютный фонд ранее сообщал о 33%, Moodyʼs — о 40—50%.

Комментируя ситуацию, директор по экономической политике НИУ ВШЭ Юрий Симачев посетовал, что доминирование госкомпаний мешает развитию новых рынков, снижает конкуренцию: «Чрезмерное и грубое участие государства в экономике может порождать, в свою очередь, уже провалы государства: коррупцию, конъюнктурность решений, замещение частных средств государственными».

Впрочем, соглашается эксперт, быстро снизить участие государства в экономике невозможно из-за масштабов госсектора, однако, на его взгляд, повышать эффективность работы таких предприятий необходимо.

Тем временем, указывает Счетная палата, для большинства топ-менеджеров госкомпаний не установлена обязанность отчитываться о доходах и имуществе.

Ведомство также подчеркивает, что отсутствуют четкие принципы дивидендной политики. Размер чистой прибыли для целей отчисления дивидендов может определяться как по РСБУ (российским стандартам бухучета), так и по МСФО (международным). Не определена валюта, по которой составляется отчетность по МСФО (в рублях, долларах или другой валюте), в то время как курсовая разница может повлиять на расчет дивидендов. Нет и единого подхода, как определить размер чистой прибыли и дивидендов, которые госкомпании должны перечислять в бюджет. В результате размер дивидендов по отношению к чистой прибыли (по разным стандартам отчетности) 19 крупнейших АО варьировался от 1,7 до 190%.