Posted 1 сентября 2020, 15:09
Published 1 сентября 2020, 15:09
Modified 30 марта, 13:28
Updated 30 марта, 13:28
Первое сентября 2020 года, наверное, самое странное начало учебного года за всю послевоенную историю нашей страны. Если не считать первоклассников, то все остальные школьники, кажется, просто забыли, что это — школа. В которой они не были несколько месяцев.
Несколько месяцев не надо было вставать ни свет ни заря. Несколько месяцев не надо было думать о чистоте школьной формы. Несколько месяцев без страха вызова к доске, без школьных конфликтов, без школьной кухни, не сравнимой с семейной. Ну и, разумеется, без школьной романтики. А как объекты романтического внимания изменились за эти несколько месяцев — кто его знает.
И ладно бы дети просто отвыкли от школы. В конце концов, где три месяца летних каникул — там и пять месяцев карантина. Но ведь никто не обещает возвращения той, привычной школы, которую мы знали до наступления пандемии. Количество нововведений таково, что их вряд ли без подсказки смогут перечислить сами авторы этих нововведений. Тут и отсутствие общих перемен, и смещенные учебные графики, и ограничение перемещений по школе. И даже отсутствие главного символа обучения как такового — общих звонков. Тех самых общих звонков, после которых по всей школе начинали хлопать двери, а коридоры наполнялись топотом несущихся кто куда детей. Теперь, говорят, так больше не будет. Ни звонков, ни хлопанья, ни топота. А будет одна тишина. С методической точки зрения, наверное, правильно. С точки зрения того самого счастливого детства, о котором потом полагается вспоминать — вряд ли.
И вы мне, наверное, не поверите, но мои дети и их друзья сейчас живут только слухами о том, что начнется вторая волна и снова введут карантин. Их уст в уста передается магическая дата: «20 сентября». Ежедневно ведется мониторинг новостей, где упоминается эта дата. Удаленная форма обучения стала идеей фикс этих детей, родившихся уже в эпоху развитого интернета. И как бы нам с вами, родителям этих детей и их учителям, ни хотелось традиционных форм, социализации и всего такого — кажется, мир действительно прежним не будет. Просто потому, что наши дети теперь знают — это возможно. А наши проблемы, связанные с удаленным обучением, их совершенно не интересуют.
Впрочем, кто его знает — быть может, возвращение обучения в хоть сколь-нибудь привычное русло и разрушит надежды наших детей на сидение на наших шеях. А возвращение к объектам романтического внимания заставит позабыть обо всем.
Ну и, конечно, вся надежда на первоклассников. Которые еще не знают, как было можно. С чем их и их родителей поздравляю.
Максим Кононенко, журналист