Posted 3 сентября 2020,, 09:38

Published 3 сентября 2020,, 09:38

Modified 30 марта, 13:27

Updated 30 марта, 13:27

Выдачи микрозаймов в России упали до уровня 2018 года

3 сентября 2020, 09:38

Выдачи микрозаймов в России сократились по итогам января-июня текущего года до уровня 2018 года, следует из обзора Центробанка РФ.

«На фоне пандемии и ограничительных мер по борьбе с ней объемы выдачи „займов до зарплаты“ и потребительских займов Installment сократились до уровня начала 2018 года. Причиной стало ужесточение риск-политики МФО (микрофинансовых организаций — ред.). Рост выдач в сегменте МСП связан с возросшей потребностью бизнеса в заемных средствах, чтобы компенсировать кассовые разрывы и оплачивать текущие обязательства, а также с участием МФО в программах дополнительного государственного финансирования. Ставки по микрозаймам в этом сегменте составляли 3—5% годовых», — указывается в документе.

Как подсчитал регулятор, портфель микрозаймов по состоянию на 30 июня составлял 213 млрд рублей против 219 млрд по состоянию на 31 марта. В I полугодии 2020 года (период наибольшего влияния пандемии коронавирусной инфекции COVID-19) объем выдаваемых микрозаймов значительно сократился (на 12% за первый квартал, на 24% за второй квартал), отмечает ЦБ.

Напомним, в конце августа стало известно, что около 4 млн россиян столкнулись с отказом микрофинансовых организаций (МФО) в выдаче займа, оценили в Национальном рейтинговом агентстве (НРА).

«Учитывая то, что количество заемщиков по действующим договорам микрозайма составляет порядка 12 млн человек, до трети от этого более чем значительного количества лиц уже столкнулись или в краткосрочной перспективе столкнутся с отказом в выдаче займа при сохранении собственной высокой потребности в заемных средствах», — подчеркивалось в исследовании.

Эксперты НРА полагают, что сокращение выдач микрозаймов не связано со снижением потребности граждан в денежных средствах, а вызвано снижением доступности займов и вынужденным ужесточением методов оценки заемщиков со стороны микрофинансовых организаций.

Добавим также, что российская экономика в феврале—марте 2020 года оказалась под мощным воздействием сразу двух негативных факторов — стремительного распространения пандемии коронавирусной инфекции COVID-19 и ее пагубного влияния на глобальную экономику, а также обвала цен на нефть. На этом фоне рубль существенно обесценился к доллару и евро. Реагируя на ситуацию, правительство и Банк России утвердили несколько пакетов мер по поддержке экономики и граждан.

11 мая президент РФ Владимир Путин объявил о завершении с 12 мая единого периода нерабочих дней, введенного с 30 марта в рамках борьбы с COVID-19.

2 июня премьер-министр Михаил Мишустин представил главе государства общенациональный план по восстановлению российской экономики в 2020—2021 годах, сообщив, в частности, что стоимость нацплана составит около 5 трлн рублей. 19 июня Путину был направлен доработанный проект нацплана.

2 июля замминистра финансов РФ Владимир Колычев уточнил, что общая стоимость мер (антикризисный пакет), направленных на борьбу с распространением коронавирусной инфекцией в России и смягчение экономических последствий от введенных ограничений, оценивается в сумму порядка 4 трлн рублей. По его словам, основной фокус бюджетных мер был сделан на нескольких направлениях: укрепление системы здравоохранения, поддержка граждан и бизнеса, балансирование региональных бюджетов.

По итогам II квартала 2020 года экономика России сократилась, по предварительным данным Росстата, на 8,5% в годовом сопоставлении, а за I полугодие — на 3,6%.