Posted 4 сентября 2020, 13:51

Published 4 сентября 2020, 13:51

Modified 30 марта, 13:27

Updated 30 марта, 13:27

Партии-спойлеры проверят на выборах

4 сентября 2020, 13:51
Власти хотят заменить не всегда послушную парламентскую оппозицию организациями без четкой идеологии и лидеров-харизматиков.

Предстоящие 13 сентября региональные выборы интересны не только тем, что проводятся в условиях повышенной политической турбулентности, но и участием в них четырех новых партий — «За правду», «Новые люди», «Зеленая альтернатива» и «Партия прямой демократии». Предполагается, что, пройдя «обкатку» на региональных выборах и завоевав хотя бы по 1-2 мандата, эти партии затем смогут принять участие также в выборах в Госдуму, которые, как ожидается, состоятся уже в следующем году.

Вряд ли кто-то еще сомневается в том, что новички были созданы если не по прямой инициативе, то при поддержке администрации президента. На содействие «сверху» или как минимум отсутствие сопротивления указывают хотя бы такие неопровержимые факты, как представительство в партийном руководстве близких к власти людей, в том числе из ОНФ и кремлевских политтехнологов, а также молниеносная скорость их регистрации в Минюсте. Для сравнения вспомним другие, так и не удавшиеся попытки зарегистрировать в России оппозиционные партии, зародившиеся «снизу», — от Национально-демократической партии уже покойного Константина Крылова до партии Алексея Навального. Кстати, последний пытался зарегистрировать свою организацию аж девять раз, поставив рекорд в истории российских политических партий и движений.

Другой вопрос, какие задачи намерены решить при помощи новых партийных проектов кремлевские кураторы. Очевидно, что в президентской администрации знают о давно существующем в стране партийном вакууме, когда все больше граждан осознают, что им просто не за кого голосовать, и по этой причине не идут на выборы. Так что новые партии можно рассматривать, в первую очередь, как попытку удовлетворить соответствующий общественный запрос — на свежие лица и проекты в условиях надоевшей всем парламентской оппозиционной «тройки» с ее бессменными лидерами из 1990-х годов.

Другое дело, что это не первый опыт искусственного взращивания властями ручной оппозиции — вспомним хотя бы партию «Родина» или «Гражданскую платформу». При этом каждый раз «подопытных» приходилось вырубать, когда набравшись сил и добившись определенной узнаваемости у электората, они вдруг выходили из политического фарватера, проявляя самостоятельность.

Вторая причина конструирования новых проектов тоже понятна — это необходимость распыления на выборах протестных голосов. Власти боятся повторения ситуации 2011—2012 годов, когда на волне протестного голосования граждане стали рисовать в бюллетенях галочки напротив любой другой партии, только не «Единой России». В итоге Кремлю пришлось долго успокаивать депутатов из КПРФ, ЛДПР и «Справедливой России», сумевших увеличить свое представительство в Госдуме за счет тогдашних «несогласных».

Российский парламент бурлил аж до 2014 года, пока не возник так называемый «крымский консенсус». Выборы в Госдуму 2016 года уже проходили в условиях договорной конкуренции, и большая парламентская коалиция затрещала по швам только в 2018 году, когда из-за повышения пенсионного возраста, налогов и других социально-экономических проблем граждане снова массово ударились в протестное голосование.

При этом главным бенефициаром протестной активности населения стала КПРФ. Особо серьезное неудовольствие Кремля коммунисты вызвали, заняв жесткую позицию несогласия по поправкам в Конституцию. После этого в президентской администрации, похоже, решили, что главная угроза исходит именно от КПРФ, что и обернулось для представителей этой партии отказом в регистрации ее кандидатов в пяти регионах на губернаторских выборах и проблемами с участием в кампаниях по формированию ряда региональных заксобраний. Хотя ради справедливости стоит сказать, что коммунисты сами как минимум дважды отказались выдвигать своих кандидатов в губернаторы на основе так называемых «договорняков» —- один раз в Архангельской области в обмен на кресло сенатора для своего депутата, а второй в Татарстане, хотя против неучастия там в выборах главы региона активно высказывались местные представители КПРФ.

В итоге Зюганову сотоварищи будут противостоять на предстоящих выборах уже не только их традиционные спойлеры в лице «Коммунистов России», «КПСС» и т. д., но и новички, в частности партия «За правду», задача которой окучить как можно больше левоориентированных национал-патриотов. Другая цель этой же партии, надо полагать, в «откусывании» и у ЛДПР, традиционно разыгрывающей национально-популистскую карту. А вот «Новые люди» станут дробить протестный электорат на праволиберальном фланге, привлекая к себе тех, кто не хочет или не готов голосовать за «Яблоко» или вступать под знамена Навального.

На эти две партии, как говорят, и делают основную ставку в Кремле. Другой вопрос, какая именно им отводится роль — просто подставить подножку нынешней системной оппозиции, выступив техническими спойлерами, с последующим перераспределением голосов в пользу «Единой России». Или все-таки прорваться в Госдуму, серьезно ослабив при этом КПРФ, а то и вытеснив с Охотного ряда, к примеру, «Справедливую Россию»?

К слову, «эсерам» прочат проигрыш на выборах уже как минимум с 2011 года, но на этот раз прогноз может действительно сбыться. Причина не только в слабости и непривлекательности «Справедливой России», но и в отсутствии интереса к нынешним партиям со стороны кураторов внутриполитического блока Кремля. Якобы там думают над «зачисткой» всех традиционных партий и их заменой на другие организации, больше напоминающие по содержанию политические платформы — без четкой идеологии, программ и лидеров-харизматиков, но при этом способные обеспечить в Госдуме бесперебойное принятие нужных законов.

Впрочем, при таком раскладе распрощаться придется и с «Единой Россией», но пока не заметно, чтобы ее действительно пытались чем-то заменить. В итоге может оказаться так, что в следующей Госдуме будут представлены все те же игроки, но второй партией по числу мандатов станет уже, скажем, ЛДПР, а не, как сейчас, КПРФ. Новичков же, если в отношении них не изменятся планы и сохранятся «бюджеты», смогут откармливать хоть до следующего избирательного цикла, чтобы выпустить на политическую сцену уже в полном соку. Пока же в Кремле вряд ли рискнут серьезно рушить нынешнюю партийную конструкцию, прежде всего, потому что в случае чего — а мы еще не знаем, как, например, будут развиваться события в России в 2024 году — могут и не удержать ситуацию.

Елена Земскова