Posted 2 ноября 2020, 08:19

Published 2 ноября 2020, 08:19

Modified 30 марта, 13:03

Updated 30 марта, 13:03

Алексей Макаркин. Два месяца — и новая реальность

2 ноября 2020, 08:19

Беспрецедентный (по концентрации во времени) рост проблем России на постсоветском пространстве. Еще в июле все было спокойно. Лукашенко демонстрировал норов, арестовав Бабарико, — но это в порядке вещей, где-то на уровне дела Баумгертнера семилетней давности. Победит и выпустит — ну, может, немного подержит в тюрьме. А так все предсказуемо.

И за два последних месяца:

— Народ на улицах в Минске, а Лукашенко лихорадочно строит у себя подобие старой латиноамериканской диктатуры. С той разницей, что если Сомоса был верным сукиным сыном США, то «батька» при первой же возможности норовит снова поиграть в многовекторность. А замены ему не видно. И непонятно, кто от кого зависит — скорее уже Россия от спасенного ею Лукашенко (потому что президент с более чистой репутацией будет приемлемее для Запада).

— В Киргизии президент Жээнбеков, который на радостях от того, что ему разрешили арестовать предшественника, создал евразийскую партию (зная, что в Москве любят слово «евразийство»), сейчас изгнан со своего поста. Результаты выборов отменены, «евразийцы» в полном загоне, а во главе оказался недавний зэк Жапаров, который для начала кинул Москву — обещал не выгонять Жээнбекова, а выгнал. Сейчас, конечно, признает реальность и демонстрирует лояльность, но менее убедительно, чем предшественник.

— Эрдоган превратился в ключевого игрока на Южном Кавказе, разморозив плохо замороженный карабахский конфликт, и стимулировал Алиева на решительный бой. Прямо помочь Армении Россия не может, а косвенная поддержка пока неэффективна. Попытки посредничества неудачны — Азербайджан продолжает наступление. Он свою ставку сделал, а в Армении растет разочарование союзом с Москвой (при всей его рациональной безальтернативности, не стоит сбрасывать со счетов эмоции, связанные с завышенными ожиданиями).

— И тут еще феерическая ночь в Молдове, где на финише первого тура Санду обходит Додона за счет мощной зарубежной мобилизации. А перед вторым туром союзников у Додона нет — идущий третьим Усатый его враг. Поэтому у Санду лучшие шансы на президентство — сейчас у нее может открыться второе дыхание. А это отчетливо проевропейский политик — и даже традиционно прагматичный курс России в отношении Молдовы здесь может не сработать.

— И маленькая вишенка. Победа «Грузинской мечты» на парламентских выборах в таком формате, что ей не надо брать в младшие партнеры пророссийских «Патриотов». Которые при этом еще и ухудшили свой результат по сравнению с прошлыми выборами (было 5%, стало 3%). А партия Бурджанадзе не смогла преодолеть однопроцентный (!) барьер.

Два месяца — и новая реальность.