Posted 3 ноября 2020, 08:20
Published 3 ноября 2020, 08:20
Modified 30 марта, 13:03
Updated 30 марта, 13:03
Чистый приток мигрантов из-за рубежа в целом по России в январе–августе 2020 года упал в 2,4 раза до 69,1 тыс. человек по сравнению с 166,7 тыс. годом ранее, следует из октябрьского обзора Росстата.
Если число прибывших сократилось почти на 12%, примерно до 380 тыс. человек (большинство — 346 тыс. — из стран СНГ), то число уехавших из страны мигрантов, наоборот, выросло на 15% — почти до 311 тыс. человек, сообщает РБК.
О сокращении мигрантов говорят и данные МВД. Число фактов постановки на миграционный учет по России упало практически вдвое — с 14,9 млн до 7,5 млн, в Москве — на 43% — 1,8 млн против 3,2 млн в 2019 году. Количество выданных разрешений на работу и патентов сократилось более чем на треть — с почти 1,5 млн в 2019-м до 935,5 тыс. в 2020 году.
Половина компаний в России принимали на работу иностранных граждан, как правило, из стран бывшего СССР, приводит результаты опроса бизнеса руководитель службы исследований hh.ru Мария Игнатова. Главное преимущество найма трудовых мигрантов для работодателей — их готовность работать за меньшие деньги по сравнению с россиянами.
Больше всего трудовых мигрантов работают на стройках, в сфере ЖКХ и бытовых услуг. Соответственно, эти сферы сокращение и затронуло сильнее всего.
Работников не хватает, но привлечь на эти вакансии местных жителей и приезжих из регионов может только заметное повышение предлагаемых зарплат, говорят опрошенные РБК эксперты.
Дефицит низкоквалифицированных рабочих в нишах, которые раньше занимали мигранты, продлится на время пандемии, прогнозирует заведующая лабораторией экономики народонаселения и демографии экономического факультета МГУ Ольга Чудиновских: «В условиях вполне вероятных новых ограничений вряд ли россияне из других регионов сорвутся на заработки в Москву и Петербург».
Дефицит рабочих закончится после снятия ограничений, уверена ведущий научный сотрудник РАНХиГС Юлия Флоринская: «Большая часть трудовых мигрантов, особенно из Средней Азии, нацелены на Россию. Пока серьезных альтернативных направлений нет, и поэтому они вернутся».
Напомним, что российская экономика в феврале–марте 2020 года оказалась под мощным воздействием сразу двух негативных факторов — стремительного распространения пандемии коронавирусной инфекции COVID-19 и ее пагубного влияния на глобальную экономику, а также обвала цен на нефть. На этом фоне рубль существенно обесценился к доллару и евро. Реагируя на ситуацию, правительство и Банк России последовательно вводили несколько пакетов мер по поддержке экономики и граждан.
11 мая президент РФ Владимир Путин объявил о завершении с 12 мая единого периода нерабочих дней, действовавшего с 30 марта в рамках борьбы с COVID-19.
2 июня премьер-министр Михаил Мишустин представил главе государства первый вариант общенационального плана по восстановлению российской экономики в 2020–2021 годах. 19 июня Путину был направлен доработанный проект нацплана, а 23 сентября правительство утвердило окончательный вариант документа (стоимостью около 6,4 трлн рублей).
Позже, 19 октября, замглавы Минэкономразвития (МЭР) РФ Оксана Тарасенко подсчитала, что общая стоимость антикризисного пакета мер, введенных в России в период пандемии, составила 5–6% ВВП.
Добавим также, что по итогам II квартала 2020 года экономика РФ сократилась, по оценкам Росстата, на 8% в годовом сопоставлении, а за I полугодие — на 3,4%.
В августе, по данным Минэкономразвития (МЭР), ВВП страны уменьшился на 4,3% в годовом выражении после падения на 4,6% по уточненным данным (с 4,7%) в июле, а за 8 месяцев с начала текущего года — на 3,6%.
В начале сентября МЭР пересмотрело в сторону улучшения прогноз экономического спада в России на 2020 год — до 3,9% с 4,8% в июньской версии.
Позже, в конце октября, Центробанк РФ незначительно улучшил свой прогноз падения российской экономики в текущем году — с июльской оценки в 4,5-5,5% до 4-5%.