Posted 17 ноября 2020,, 08:27

Published 17 ноября 2020,, 08:27

Modified 30 марта, 12:58

Updated 30 марта, 12:58

В России предложили изменить условия концессии на строительство автодорог

17 ноября 2020, 08:27

Счетная палата РФ считает целесообразным пересмотреть условия концессионных соглашений на строительство автомобильных дорог, поскольку такие соглашения в сфере дорожного строительства, как инструмент государственно-частного партнерства, пока себя не оправдали.

«Государство заключает их для оптимизации бюджетных расходов и привлечения частных инвестиций в экономику. Однако ряд нерешенных проблем в сфере дорожного строительства и недостатки самих соглашений не дают достичь поставленные цели и реализовать потенциал „дорожной концессии“ в полном объеме», — говорится в сообщении ведомства по результатам проверки эффективности реализации пилотных соглашений по строительству двух платных трасс — «Новый выход на МКАД» и «М-11 Москва — Санкт-Петербург на участке км 15 — км 58».

Проверка, в частности, показала, что заключение концессионных соглашений для строительства этих дорог не только не помогло оптимизировать бюджетные расходы, но и привело к дополнительным расходам бюджета в размере 5,6 млрд рублей. Эту сумму государство выплатило концессионерам в качестве компенсации за недополученный доход. Причина такой ситуации — длительная процедура изъятия и оформления земельных участков под строительство дорог.

«К сожалению, сложилась практика заключения концессионных соглашений до решения земельных вопросов, что несет значительные риски срыва сроков строительства объектов и возникновению дополнительных затрат государства. Именно это произошло в ходе реализации проверенных соглашений — из-за нарушения сроков предоставления земельных участков не были соблюдены плановые сроки строительства, эксплуатация этих участков дорог началась с задержкой на 1 и 2 года», — указал аудитор Валерий Богомолов.

Что касается недостатков соглашений, то, в первую очередь, речь идет о порядке расчета предельного размера дохода, который может оставаться в распоряжении концессионера. Эта норма рассчитана на основе прогнозных значений трафиков, которые определил концедент (представитель государства в рамках соглашений) на этапе проведения конкурсов. Все, что больше указанной суммы, считается сверхдоходом, 50% которого нужно направить государству. При этом проверка показала, что прогнозные значения трафика были завышены, из-за чего сверхдоход получен не будет.

«В ходе мероприятий мы достоверно установили, что прогноз трафика завышен и отчетность хромает в пользу концессионера. Фактический трафик в среднем в 2,5 раза ниже прогнозного. При этом актуализация и корректировка прогнозных значений условиями концессионных соглашений не предусмотрена», — констатировал Богомолов.

Вмешательство властей, по мнению Счетной палаты, нужно и в вопросе определения стоимости проезда. Сейчас, по условиям соглашений, концессионер может ее устанавливать исходя из востребованности любого отдельно взятого участка трассы. В результате тариф за 1 км пути на разных участках может отличаться более чем в три раза.