Posted 20 ноября 2020,, 17:01
Published 20 ноября 2020,, 17:01
Modified 30 марта, 12:55
Updated 30 марта, 12:55
После серии тяжелых поражений, которые Трамп потерпел сначала на выборах, потом на судебном поле, а теперь и в ходе пересчета голосов, он перешел к последнему — самому дерзкому — инструменту: попытается сделать так, чтобы выборщики из ключевых штатов проголосовали в его пользу, то есть пошли против воли народа. По существу, нет ничего, что могло бы воспрепятствовать этой затее — ничего, кроме норм нравственности и общественного мнения.
Как и все прочее, что сейчас происходит в США, этот шаг является беспрецедентным с точки зрения атаки на американскую демократию, и совершается он при единодушной поддержке как минимум 50 миллионов человек. Действующий президент применяет методы прямой узурпации, давления и диверсии, совершая совершенно очевидное преступление против государства и выступая уже в качестве не абстрактной, как прежде, а в качестве конкретной угрозы национальной безопасности.
Я шокирован тем, насколько лояльна — и, на самом деле, попросту неготова — оказалась правовая система Нового Света к столь вызывающим диктаторским поползновениям. Это как если бы некто начал стрелять в детском саду: перед лицом убийцы — беззащитные детки, безоружные нянечки и один 70-летний охранник с дубинкой. Детский сад — а именно так выглядит сейчас Америка с ее архаичной формой непрямой демократии — не был готов к появлению маньяка с штурмовой винтовкой. Сейчас все ждут полиции, которая мчится теперь с другого конца нашего тихого городка, где в последний раз кровь лилась во время казни короля три столетия назад. Вопрос в том, успеют ли стражи порядка и сумеют ли справиться с кровожадным бандитом, взявшим в заложники бабушек с яслями?
Все потому, что нет никаких централизованных легальных инструментов, которые четко регламентировали бы порядок реагирования в случае, когда в кресле президента появляется человек с характером Джокера. США — это именно Штаты, а не унитарное государство. Они держатся на правовых традициях, прецедентом праве, морали, совести и абсолютной независимости одного State от другого и тем более от столицы. Для того, чтобы перевернуть систему, не нужно даже быть умным — достаточно иметь всего лишь бесконечный запас бесстыдства.
Александр Кушнарь, журналист