Posted 24 ноября 2020, 14:10
Published 24 ноября 2020, 14:10
Modified 30 марта 2024, 12:54
Updated 30 марта 2024, 12:54
Правительство в последние дни прямо-таки фонтанирует решениями по административной реформе: чиновников сокращают, структуру центральных аппаратов министерств и ведомств упорядочивают, институты развития оптимизируют. Сразу возникает вопрос: что, больше нечем заняться в пандемию, кроме как этими организационно-штатными мероприятиями? Такой вопрос естественен. Потому что сегодня правительство, в отличие от первой волны COVID-19, проявляет явно меньшую именно антикризисную активность. А ведь в эпидемиологическом плане ситуация значительно хуже. Думаю, что логика здесь простая: локдауна-то нет, значит, не так все плохо. Удивительная логика.
Давайте на примере принятого решения о сокращении численности чиновников посмотрим, сколь неотложные меры принимаются. Итак, с 1 января 2021 года сокращается предельная численность чиновников федеральных органов исполнительной власти: в центральных аппаратах — на 5%, в территориальных органах министерств и ведомств — на 10%. Конечно, сокращения будут за счет вакансий, то есть сокращать будут должности, а не людей. Так что последним не о чем беспокоиться. Более того, высвободившиеся средства можно будет пустить на материальную мотивацию чиновников. То есть не только реальных сокращений не будет, но еще и оплата труда у чиновников вырастет. Забавно, что еще несколько месяцев назад достаточно акцентированно было заявлено, что в 2021 году чиновникам зарплаты индексироваться не будут. Оказывается, и без индексации все можно порешать «правильно».
Или вот еще решение по структуре министерств и ведомств: заместитель руководителя федерального органа исполнительной власти должен осуществлять координацию и контроль деятельности не менее двух структурных подразделений центрального аппарата; должность «референт» предусматривается в штатном расписании вне его отделов; количество помощников (советников) в федеральном органе исполнительной власти не может быть больше пяти, если численность центрального аппарата этого органа власти не превышает 1000 единиц и т. д.
Примечательно, что если даже такие простейшие требования не хочется выполнять, то в «в случае наличия существенных обстоятельств и (или) особенностей» можно обратиться с соответствующей просьбой в подкомиссию по вопросам оптимизации структуры и численности Правительственной комиссии по проведению административной реформы.
Кстати, я далеко не уверен, что надо сокращать чиновников. Допускаю, что надо менять структуру центральных аппаратов федеральных министерств и ведомств, реформировать институты развития. Но все это сегодня является третьестепенной задачей. Тем более, что ничего принципиального там особо не меняется. Но зато знаю точно, что теперь министерства и ведомства будут активно заниматься реализацией всех этих решений. Для них именно подобного рода решения всегда становятся естественным приоритетом. А что же вы хотите, все по законам бюрократии.
И тогда вновь возвращаюсь к вопросу: что, больше нечем заняться было в период пандемии?
Игорь Николаев, экономист