Posted 1 декабря 2020, 06:36
Published 1 декабря 2020, 06:36
Modified 30 марта 2024, 12:51
Updated 30 марта 2024, 12:51
Российские банки в прошлом месяце столкнулись с новым всплеском неплатежей по автокредитам.
Заемщики остановили платежи по ссудам на 638 млн рублей, и объем ранней просроченной задолженности (до 30 дней) вырос на 10,6% по сравнению с предыдущим месяцем, сообщает РБК со ссылкой на оценки бюро кредитных историй «Эквифакс».
Это вторая волна роста просрочки в сегменте автокредитования, говорится в совместном исследовании бюро и Национальной ассоциации профессиональных коллекторских агентств (НАПКА). Сопоставимый объем новых неплатежей — на 672,1 млн рублей — наблюдался в России в мае, после месяца самоизоляции, введенной в начале пандемии.
Впрочем, количество договоров, которые в октябре вышли в просрочку, пока гораздо меньше майских показателей — 28,7 тыс. против 37,6 тыс.
Как полагает руководитель дирекции по управлению розничными рисками Росгосстрах Банка Николай Сычев, причины неплатежей те же, что и весной, — потеря заемщиками работы или снижение зарплат в организациях, пострадавших от очередных ограничений, связанных с пандемией. «Никто не ожидал столь резкого нарастания второй волны в рамках пандемии», — объясняет эксперт.
Напомним, на прошлой неделе вышли данные Национального бюро кредитных историй (НБКИ), согласно которым в России по итогам января-октября нынешнего года было приобретено в кредит 735,6 тыс. автомобилей, что на 6,3% меньше результата аналогичного периода прошлого года (785,2 тыс. единиц).
При этом в октябре 2020 года было выдано 88,48 тыс. автокредитов — на 11,9% больше, чем годом ранее, однако относительно предыдущего месяца количество выданных автокредитов практически не изменилось (в сентябре-2020 — 88,16 тыс. единиц).
Комментируя статистику, генеральный директор НБКИ Александр Викулин констатировал, что «после „провала“ в апреле–мае 2020 года, выдача автокредитов летом и осенью демонстрировала высокий уровень». «Такая активность была обусловлена реализацией отложенного спроса на покупку автомобилей, который сформировался весной, в период жестких „карантинных“ мероприятий. В тот период времени автокредитование в крупных городах (Москве, Санкт-Петербурге, Московской области) фактически остановилось. Однако, начиная с июня 2020 года, выдача автокредитов вернулась на достаточно высокий уровень прошлого года», — указывает эксперт.
Добавим также, что, по оценкам комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), продажи новых легковых и легких коммерческих (LCV) автомобилей в России увеличились в октябре 2020 года на 7% в годовом сопоставлении (после роста на 3,4% в сентябре, снижения на 0,5% в августе и роста на 9,8% в июле) до 154,164 тыс. единиц.
За 10 месяцев с начала текущего года в РФ было реализовано 1 млн 166,771 тыс. легковых автомобилей и LCV (минус 12,1% в годовом выражении).
Тем временем эксперты «Автостата» не исключают, что продажи новых легковых автомобилей в России в 2020 году могут сократиться на 9-11%. Согласно базовому прогнозу аналитического агентства, продажи составят 1,43 млн машин, оптимистичному — 1,45 млн штук, негативному — 1,42 млн штук. В 2019 году объем рынка новых легковых автомобилей в России составил около 1,6 млн машин.