Posted 7 декабря 2020, 10:28
Published 7 декабря 2020, 10:28
Modified 30 марта, 12:48
Updated 30 марта, 12:48
Как следует из обзора международной аудиторско-консалтинговой сети, «карантинные ограничения способствовали сокращению потребления — россияне за январь–сентябрь в среднем ужали расходы на 15,2 тыс. рублей», а «сильнее всего „затянули пояса“ жители Москвы, сократив общие траты за девять месяцев на 49,3 тыс. рублей».
При этом, указывается в исследовании, «в среднем номинальные доходы россиян за девять месяцев уменьшились на 0,7%, а с учетом инфляции и обязательных платежей сокращение составило 3,6%». «Однако это падение было смягчено резким повышением социальных выплат, доля которых в структуре доходов населения достигла в третьем квартале почти 23%. По нашим подсчетам, фонд оплаты труда в реальном выражении сократился на 1,4%, а общие доходы от предпринимательской деятельности рухнули на 16,5%. Зато совокупный размер социальных выплат даже за вычетом инфляции вырос на 12,1%. Таким образом, серьезно пострадала трудящаяся часть населения, а сам труд в России стал оплачиваться хуже», — констатируют эксперты.
По их оценкам, «в этот кризис одной из самых пострадавших категорий населения стали молодые специалисты, значительная часть которых трудится в сфере услуг и за пределами относительных островков стабильности в лице крупных компаний и госструктур». «Кроме того, молодые люди без детей не получили той поддержки, которую государство оказало семьям с детьми — „детские выплаты“ и повышенные пособия. С учетом того, что в России и так не хватает рабочей силы, пандемический кризис может иметь долгосрочные негативные последствия для рынка труда», — предупреждает Трубникова.
На ее взгляд, «от того, насколько долго затянется и будет исправляться эта ситуация, зависит дальнейшее развитие всей российской экономики и ее долгосрочный потенциал».
Напомним, что российская экономика в феврале–марте 2020 года оказалась под мощным воздействием сразу двух негативных факторов — стремительного распространения пандемии коронавирусной инфекции COVID-19 и ее пагубного влияния на глобальную экономику, а также обвала цен на нефть. На этом фоне рубль существенно обесценился к доллару и евро. Реагируя на ситуацию, правительство и Банк России последовательно вводили несколько пакетов мер по поддержке экономики и граждан.
11 мая президент РФ Владимир Путин объявил о завершении с 12 мая единого периода нерабочих дней, действовавшего с 30 марта в рамках борьбы с COVID-19.
2 июня премьер-министр Михаил Мишустин представил главе государства первый вариант общенационального плана по восстановлению российской экономики в 2020–2021 годах. 19 июня Путину был направлен доработанный проект нацплана, а 23 сентября правительство утвердило окончательный вариант документа (стоимостью около 6,4 трлн рублей).
Позже, 19 октября, замглавы Минэкономразвития (МЭР) РФ Оксана Тарасенко подсчитала, что общая стоимость антикризисного пакета мер, введенных в России в период пандемии, составила 5–6% ВВП.
В ноябре Путин заявил, что объем антикризисной поддержки из бюджета в период эпидемии составил в России 4,5% ВВП, что помогло смягчить ситуацию в экономике и пройти тяжелый период без необратимых потерь.
Добавим также, что по итогам III квартала 2020 года экономика РФ сократилась, по предварительной оценке Росстата, на 3,6% в годовом сопоставлении после падения на 8% тремя месяцами ранее и роста на 1,6% в I квартале. За январь–сентябрь ВВП страны упал на 3,5%.
Ранее, в начале сентября, МЭР пересмотрело в сторону улучшения прогноз экономического спада в России на 2020 год — до 3,9% с 4,8% в июньской версии.
Позже, в конце октября, Центробанк РФ незначительно улучшил свой прогноз падения российской экономики в текущем году — с июльской оценки в 4,5-5,5% до 4-5%.