Posted 29 декабря 2020, 10:09
Published 29 декабря 2020, 10:09
Modified 30 марта, 12:39
Updated 30 марта, 12:39
Лев Пономарев и еще четверо уважаемых граждан России были вчера впервые объявлены физическими лицами — иностранными агентами.
В контексте законодательных инициатив конца этого года легко запутаться в безумных формулировках, описывающих разные виды иноагентства, — и подавляющее большинство комментаторов запутались. Тем более что совсем не очевидно, что есть сущностная разница между сортами нелепого произвола. Но формальная разница все же есть.
Вчерашнее объявление пяти человек «иностранными агентами» — это объявление их «лицами, выполняющими функции иностранного агента», согласно закону О СМИ. Поправки, позволяющие признавать физических лиц иноагентами согласно этому закону, были приняты еще год назад. В их формулировках сам черт ногу сломит.
Но суть такова, что человека могут признать СМИ, выполняющим функции иностранного агента, в случае, если он распространяет предназначенные неограниченному кругу лиц материалы. А просто лицом, выполняющим функции иностранного агента, — в случае распространения материала СМИ-иноагента (например, видимо, просто репоста) или участия в его создании (например, видимо, интервью или комментария), если такой человек получил деньги или имущество от кого-то иностранного, или уполномоченного кем-то иностранным, или от кого-то российского, но учрежденного кем-то иностранным, или, в свою очередь, получающего деньги или имущество из-за границы или от иностранцев.
Объявленный иноагентом согласно закону о СМИ человек должен сдавать раз в полгода дурацкие отчеты в Минюст и размещать их в интернете, а также маркировать свои материалы лейблом иноагента.
По новому закону, который только что был принят, но еще не вступил в силу, признать человека «иностранным агентом» можно по несколько другим основаниям. В частности, если он осуществляет в интересах какого-то «иностранного источника» политическую деятельность в том безгранично широком смысле, в котором ее трактует закон об НКО, «в связи с оказанным на него иностранным источником либо действующими в интересах иностранного источника российскими гражданами, организациями воздействием, выражающимся в поддержке указанных видов деятельности (включая предоставление денежных средств, иной имущественной или организационно-методической помощи)». Последствия такого признания примерно те же.
Представляется, что формулировки нового закона настолько резиновые, что по нему признать человека иностранным агентом проще, чем по закону о СМИ. По уже действующему закону за год ни одного человека в списки иноагентов не внесли — до вчерашнего дня. Непонятно, почему решили это сделать сейчас, накануне вступления в силу нового закона. Мне кажется, просто для того, чтобы старые карательные нормы не пропали совсем без дела и можно было отчитаться о том, что они хоть раз да были применены. Другого смысла в этом не усматривается.
Сергей Давидис, политик