Posted 7 августа 2021,, 09:00

Published 7 августа 2021,, 09:00

Modified 1 февраля, 06:29

Updated 1 февраля, 06:29

Бензин дорожает — и конца этому не будет

7 августа 2021, 09:00
Розничные и оптовые цены на топливо продолжат демонстрировать рекордный рост, несмотря на угрозы правительства заморозить его экспорт.

Российское общество обеспокоено ростом цен на бензин. Причем это беспокойство разделяется правительством, которое грозится запретить экспорт бензина. А водители, у которых машины на сжиженном газе, встревожены гораздо более сильным повышением газовых цен.

Петр Шкуматов член общественного совета ГУ МВД по Москве, руководитель рабочей группы ОНФ «Защита прав автомобилистов»:

Согласно нашему проекту «Мониторинг АЗС», мы проводим мониторинг цен на топливо в Москве и Московской области. В этом году реальные розничные цены таковы: цена на 92-й бензин выросла на 4,29%. Цена 95-го — на 4,62%. Цена 98-го — на 4,53%. В августе 2021 года у нас средняя цена 92-го бензина — 45 рублей 57 копеек, 95-го — 50 рублей 55 копеек, дизельного топлива — 49 рублей 51 копейка за литр. А выше всего подскочили цены на сжиженный газ — на 22,65%.

Правительство применяет демпферный механизм. Когда оптовые цены на нефть падают, оно часть денег забирает у нефтяников — и бензин не дешевеет, а все равно остается на той же ценовой планке. А вот сейчас, когда цена на нефть выросла — оно отдает деньги нефтяникам. Сколько-то десятков миллиардов рублей перевели, чтобы цена топлива была стабильной.

Если бы этот демпфер не работал, то розничные цены на бензин должны были бы вырасти на 23%. А цена на топливо — это 5% цены всего. И если она будет так колебаться, ничего хорошего в экономике не будет. Так что за это правительству можно поставить твердую четверку. В Индии, которая, как ни странно, во многих аспектах очень похожа на Россию, ситуация хуже: там цены на бензин в начале года составляли 80 рупий за литр — сейчас уже 105 в столице и 110 в провинции.

Но демпфер работает для всех видов топлива, кроме газа: он подорожал в соответствии с мировыми ценами, и его цена приблизилась к 30 рублям за литр. Поэтому сейчас многие водители с газа переходят на бензин — благо процесс переоборудования несложный, двигатель остается тот же.

Что касается планов запрета бензинового экспорта: правительству, видимо, надоело миллиарды перечислять каждую неделю нефтяным компаниям, и оно решило слегка задействовать внерыночные механизмы. В целом сейчас идет практически неконтролируемая эмиссия доллара — и мы можем защищаться только укреплением рубля.

Игорь Николаев, директор Института стратегического анализа:

Надо обращать внимание на то, какая доля налогов у нас в литре бензина (если мы говорим о потребительских ценах на бензин, а мы говорим в первую очередь о них). Как известно, она у нас в районе 70% от стоимости бензина. Собственно, это и объясняет тот факт, что независимо от того, растут мировые цены на нефть или снижаются, наши внутренние цены на бензин или стабильны, или растут с той или иной скоростью.

Во-вторых, сырьевые товары в принципе сейчас дорожают в мире достаточно сильно. Естественно, бензин и вообще производные от нефти — в этой общей тенденции. Худо-бедно, не так динамично — но восстановление мировой экономики началось, хотя его трудно еще назвать постковидным, потому что пандемия далеко не закончилась… Денег вкачали много в экономику, спрос есть. И мы видим, что картина все-таки разительно отличается от прошлогодней.

Спрос на углеводороды, естественно, подталкивает цены вверх. Это влияет и на нас: экспортерам выгодно поставлять побольше за рубеж — или подтягивать цены на внутреннем рынке, чтобы они хоть как-то были сопоставимы с динамикой на мировом рынке. Наконец: как выросли цены производителей на промышленную продукцию? Они очень сильно выросли: в годовом выражении порядка 30-35%. На потребительском же уровне — всего 6,5-6,6%. Цены же на бензин на оптовом рынке тесно связаны с производительскими.

Правительство вынуждено будет реагировать, обещать какие-то компенсации, демпферные механизмы. Запрет экспорта тоже возможен, это у нас уже практиковалось: вот, запретили экспорт гречки некоторое время назад. Катастрофического роста, впрочем, не будет — тем более, что в сентябре выборы. Власти не допустят скачка, способного повлиять на избирателей — а бензин на них повлиять может.

По поводу общей инфляции в стране в данной связи: изначальный прогноз правительства и Центробанка на 2021 год был 3,7%. Исходя из этого, федеральный бюджет принимался. Сейчас, к концу июля мы уже имели 4,6%. Официальный прогноз уже вычеркнут. Не думаю, что даже повышением ключевой ставки ЦБ до 6,5% можно что-то радикально изменить. Ситуация стала получше в последнюю неделю, динамика цен уже не такая угрожающая. Но тем не менее: конечно, инфляция будет не 3,7%, а 6-7%. За 10% мы все-таки не выйдем, думаю, что и за 8%.

Владислав Жуковский, экономист:

Можно уже не волноваться за бензин: цены на него растут и расти будут. В этом году рост будет в районе 10-12% — после прошлогодних 4-5%. Топливо будет дорожать на фоне низкого курса рубля к доллару и стабильно высоких нефтяных цен на мировом рынке: около $73-74 за «бочку», из-за чего внешние рынки более привлекательны.

Плюс растущая доля налогов, акцизов, НДС и пр. привела к тому, что сегодня в цене бензина налоги и прочие платежи бюджетной системы уже 72%. Еще лет восемь назад было около 57-60%, а 15 лет назад было ниже 40%. Так что из 55 рублей за литр мы где-то 36-37 рублей отдаем государству.

Под выборы, конечно, пытаются это рост тормозить, повторить показуху августа-сентября 2018 года, когда министр Александр Новак и правительство в целом спешно пытались заморозить цены на исторически высоких отметках. А были такие попытки и в 2015-16 гг. Государство тратит сотни миллиардов рублей на демпферный механизм — то есть, приплачивает из налогов нашими деньгами нефтяникам, чтобы они нам продавали бензин хотя бы не по 60 рублей, а по 53-54 рубля за литр.

Система совершенно неадекватна задачам социально-экономического развития. Она просто максимизирует доходы бюджета и прибыли нефтегазовых компаний, а мы все это оплачиваем из своего кармана. Это не изменится ни при каком курсе рубля к доллару. На Санкт-Петербургской топливной бирже цены на 92-95-98-й бензин уже выросли на 10-15%. Так будет и дальше. Задачи изменить налогово-бюджетную систему нет и не предвидится. Россиян выжимают, как «новую нефть», проводят «максимальный крекинг».

Что касается якобы планируемого запрета на экспорт бензина: поздно пить боржоми! Цены уже поднялись, и об их снижении речь не идет. В России бензин не дешевеет с 2008 года. Повышать надо, наоборот, экспортные пошлины на вывоз необработанного сырья, в том числе — сырой нефти, и снижать налоги на добычу полезных ископаемых и переработку сырья.

Беседовал Леонид Смирнов