Posted 8 августа 2021,, 13:26

Published 8 августа 2021,, 13:26

Modified 30 марта, 08:29

Updated 30 марта, 08:29

Кричевский и Делягин оценили работу центров антироссийской пропаганды, о существовании которых говорил Шойгу

8 августа 2021, 13:26

«Информация сегодня стала одним из видов вооружений», — заявил министр обороны Сергей Шойгу на встрече с коллективом «Красмаша», выпускающего межконтинентальные баллистические ракеты «Сармат». «В Риге создан центр стратегии пропаганды, центры созданы в Таллине, Варшаве. Там создается информационное оружие, которое внедряется и распространяется по нашей стране», — отметил глава Минобороны.

Экономист Никита Кричевский провел собственную экспертизу по следам заявления Шойгу.

«Начать я предлагаю с документов британской разведки о финансировании антироссийской пропаганды на постсоветском пространстве через обширную сеть НКО, рассекреченных несколько месяцев назад международным движением хакеров Anonymous. В сети вы найдете немало подтверждений того, что хакеры получили доступ к документам департамента МИД Великобритании, ответственного за борьбу с дезинформацией в СМИ — Counter Disinformation & Media Development Programme (CDMD). Кстати, бюджет CDMD в 2017 г. (более свежих данных обнаружить не удалось) составил порядка 100 млн фунтов стерлингов или пятую часть бюджета всей внешнеполитической структуры, — пишет Кричевский в статье, опубликованной в „Новых Известиях“. — Не секрет, что департамент тесно связан многолетними узами „дружбы“ с британскими спецслужбами, а через сеть НКО — с Британским советом, что не покладая рук занимается дискредитацией России в глазах граждан бывшего СССР».

По словам экономиста, Anonymous дали наводку на три центра пропаганды в Риге, Таллине и Варшаве.

«Институция в Риге именуется „Центр передового опыта в области стратегических коммуникаций“ (StratCom). Название ни о чем, но на сайте Центра одной из составных частей „стратегических коммуникаций“ обозначены информационные операции или „деятельность с целью создания желаемого воздействия на волю, понимание и возможности противников и других сторон“… В 2017 г. директор Центра Янис Сартс в одном из интервью опрометчиво заявил, что бюджет организации (5 млн евро в 2020 г.) складывается за счет натуральных взносов Латвии (здания, коммуналка, административные расходы) и денежных взносов НАТО (оперативные расходы). Тогда же Сартс сказал (а Anonymous позднее подтвердили), что в организации работают 32 человека из 12 европейских стран», — пишет Кричевский.

Миссией «Центра передового опыта НАТО в области киберзащиты» (CCDCOE) в Таллине «вроде бы является подготовка кадров в сфере компьютерной безопасности, но в процессе обучения слушателям отчего-то преподаются основы ведения наступательных действий в киберпространстве: атаки на локальные вычислительные сети, киберразведка (кибершпионаж), социальная инженерия и поиск «цифровых улик», отмечает Кричевский.

«Наконец, третья точка дислокации — Варшава. Здесь расположена Центральная группа психологических действий (CGDP) ВС Польши, входящая в состав сил специальных операций и подчиненная напрямую командованию сухопутных войск страны. В задачи ЦГПД входит информационное и психологическое воздействие на войска и население противника для достижения политических, военных и пропагандистских целей», — пишет Кричевский.

При этом, по его мнению, «было бы неверным считать застрельщиками антироссийской пропаганды карликовые страны-члены НАТО» — «в коммуникационном противостоянии участвуют все».

«Информационная война против России развертывается последовательно и методично, по всем правилам, разработанным Западом с середины нулевых годов прошлого века (когда английской элитой и был выработан концепт „политических войн“, ведущихся на уничтожение врага всеми силами, кроме собственно военных)», — отмечает, в свою очередь, экономист и политолог Михаил Делягин в статье, опубликованной в «Комсомольской правде».

По его мнению, признанные в РФ «нежелательными» организации ведут против России информационную войну через сеть опорных пунктов не только в Польше и Чехии, но и на постсоветском пространстве — в Прибалтике, Грузии и на Украине. Ключевая роль в выработке стратегии «политической войны» против России принадлежит аналитикам RAND, считает Делягин. «Именно специалисты RAND, по всей видимости, вырабатывают политико-информационные алгоритмы противодействия „Северному потоку-2“ и в целом раздувания ненависти к России. Их же след, по ряду сообщений, четко прослеживается в попытке организации государственного переворота в Белоруссии и убийства не только президента Лукашенко, но и его семьи, — пишет политолог. — Характерно, что доклад RAND 2019 года о наиболее эффективных методах „разбалансирования и переформатирования“ России реализуется последовательно и эффективно, несмотря на смену власти в США и распространение коронавируса».

«Помимо США, свою собственную, пока преимущественно политическую, войну против России ведут и создатели термина — английские спецслужбы, широко использующие в своих целях МИД, медиа и бизнес Британии. Только антироссийская пропаганда через обширную сеть НКО на всем постсоветском пространстве обходится английским налогоплательщикам в сотни миллионов фунтов. Ключевыми гражданскими структурами, занимающимися дискредитацией России в глазах населения бывшего СССР, являются департамент МИД Англии по борьбе с дезинформацией в медиа и Британский совет, созданный аж в 1934 году якобы для сотрудничества в сфере образования и культуры. «Сотрудничество в сфере образования» включает в себя, например, тренинги специально отобранной молодежи по форсированию выжигания следов «российской идентичности» на постсоветском пространстве и по окончательному разрыванию всех видов связей с Россией. Специальная программа посвящена натаскиванию молодежи на «промывку мозгов» их старшим родственникам, чтобы «повлиять на поколения родителей, бабушек и дедушек и сформировать евро-балтийскую идентичность. Правда, изучение биографий участников английских «гуманитарных программ» показывает, что значительная часть последних реализуется непосредственно специалистами спецслужб», — пишет Делягин.

Он считает, что сейчас российские власти «с огромным опозданием и весьма непоследовательно» начали противодействовать «западным структурам политической войны». Однако, убежден Делягин, «наметившееся пассивное сопротивление интенсивной, эффективной и нарастающей комплексной агрессией Запада недостаточно: в войне, в том числе и политической, победу могут принести только всеобъемлющие активные действия».