Posted 23 сентября 2021, 08:00

Published 23 сентября 2021, 08:00

Modified 30 марта, 08:27

Updated 30 марта, 08:27

Время ли сейчас жить в России?

23 сентября 2021, 08:00
Александр Желенин
Наши власти страшатся глубины демографической ямы, в которую сползает страна, и всеми силами пытаются завлечь обратно расселившихся по всему миру соотечественников.

В соцсетях слышны не только стенания насчет итогов завершившихся выборов — там успели еще и от души посмеяться над недавним постановлением правительства РФ, согласно которому в течение ближайших восьми лет — с 2022 по 2030 год — сотрудники МВД в рамках Программы переселения соотечественников должны привлечь в Россию из стран ближнего и дальнего зарубежья 500 тысяч человек.

Почему смеялось интернет-сообщество, понять в общем не сложно. Народ в соцсетях в красках представил, как российские полицейские за государственный счет будут колесить по миру, уговаривая русскоязычных людей в разных странах возвращаться на историческую родину. И вправду, картина маслом… Большинство комментаторов сразу же предположило, что эта программа ни что иное, как еще одна вполне официальная кормушка для полицейских за счет российских налогоплательщиков. И согласимся — определенные основания так думать у многих имеются.

Но для начала обратим внимание на одну удивительную, на первый взгляд, вещь. Задача привлечения в Россию полумиллиона соотечественников оформлена в качестве внесения изменений в государственную программу… «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности». Впечатлены?

Люди, не слишком посвященные в существо вопроса, вероятно решат, что тут закралась какая-то ошибка, либо просто покрутят пальцем у виска. Действительно, какая связь между добровольным переселением соотечественников в Россию и противодействием преступности? Однако связь, как ни странно, есть, причем прямая. Как человек, много лет занимающийся в России проблемами миграции (а программа переселения соотечественников, по сути дела, тоже их часть), могу с полной уверенность сказать, что наши чиновники, а тем более чиновники в погонах, рассматривают соотечественников не иначе, как потенциальных преступников.

Подозрительностью к тем, кого в российских СМИ возвышенно называют «соотечественниками», пронизан и текст программы переселения. Например, много места уделено в нем пунктам прегрешений, за которые участник программы, уже, заметим, переехавший в Россию, может быть лишен этого статуса. Так, в пункте 26 говорится, что «свидетельство участника Государственной программы аннулируется и статус члена семьи участника Государственной программы, вписанного в заявление о выдаче свидетельства, утрачивается в случае принятия в установленном порядке решения а) о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина в Российской Федерации; б) об административном выдворении иностранного гражданина из Российской Федерации».

Заметим здесь, что соотечественник, уже переехавший со своей семьей в Россию, продавший в стране, из которой выехал, жилье и все имущество, долгое время продолжает жить в исторической Родине на птичьих правах в статусе в первую очередь «иностранного гражданина» или лица без гражданства. И в качестве такового его в любой момент могут вышвырнуть из страны на основании принятия решения «о нежелательности» его пребывания в РФ. Причем каковы эти основания, не указывается.

Больше того, к нему могут применить закон «об административном выдворении иностранного гражданина». Если кто не знает, для этого достаточно всего двух административных взысканий в год. Например, о переходе улицы в неположенном месте. Два таких взыскания и — гудбай, соотечественник!

В этом смысле упразднение в свое время Федеральной миграционной службы, которая, надо сказать, провела большую и полезную работу в сфере учета миграционных потоков в Россию, передача управления миграцией в руки МВД, отнюдь не выглядит случайностью или нелепостью. ФМС, правда, упрекали в коррумпированности, но, простите, а МВД в этом плане что, вне подозрений?

Так или иначе, но и трудовая миграция, и репатриационная программа переселения соотечественников теперь епархии министерства внутренних дел. Так что смешки в соцсетях про полицейских, разъезжающих по странам и континентам и агитирующих за государственный счет русскоязычных граждан других государств уезжать на историческую родину, вполне имеют право на жизнь.

Теперь попробуем разобраться в сути вопроса и реалистичности обозначенных в документе, так сказать, целевых показателей.

Итак, власти хотят в ближайшие восемь лет вернуть в Россию 500 тысяч соотечественников, проживающих (многие уже не одно поколение) в разных странах по всему миру. Реалистично ли это? Полмиллиона человек за восемь лет — это в среднем 62 тысячи в год. За предыдущие чуть менее 13 лет (с 2007 года по август 2020 года) в Россию, по данным МВД, переехало 960 тысяч соискателей российского паспорта. В среднем это около 74 тысяч человек в год. То есть если подходить сугубо математически, обеспечить приток в страну 62 тысячи репатриантов в год — задача, вроде бы, посильная.

Однако жизнь несколько сложней подсчетов на калькуляторе. Дело в том, что за предыдущие 13 лет существования программы переселения, численность переехавших в Российскую Федерацию колебались год от года очень сильно.

Как говорят в МВД, первые три года действия этой программы (с 2007-го по 2009-й) в Россию приезжало всего по девять тысяч человек в год. По данным Минрегиона, в 2011 году в РФ прибыла 31 тысяча человек. Глава же этого ведомства заявил, что в 2012-м на историческую родину вернулось 63 тысячи человек. Всего же, по данным Минрегиона, с 2006 по 2012 год в Россию переехало 125,5 тыс. соотечественников. Пока просто для сравнения — совокупная убыль населения в стране за тот же период (2006–2012 гг.) составила более 2,147 млн человек. Позже я еще вернусь к этой теме.

В феврале 2013 года руководством Минрегиона было заявлено, что Россия готова принимать до 300 тысяч человек ежегодно. Однако сейчас, как видим, планы в этом направлении сильно скорректированы в сторону снижения. И это понятно, поскольку за весь 2013 год в РФ прибыло только около 35 тысяч соотечественников. То есть, по сравнению с предыдущим годом, число участников этой программы сократилось почти вдвое.

Резкий рост числа соотечественников, выразивших желание приехать на историческую родину, произошел, как не сложно догадаться, в 2014-м и в 2015 годах в связи с войной на востоке Украины. По сути дела, многие из тех, кто тогда был официально зарегистрирован, как участник программы переселения, были беженцами из Донбасса. Соответственно, в 2014 году в России насчитали 106,3 тысячи соотечественников, а в 2015 больше 183 тысяч.

Однако в 2017 году, по данным МВД, в Россию по этой программе приехало только 118,8 тысяч человек, в 2018 году еще меньше — 107,7 тыс.

Вообще же, официальным цифрам здесь (да только ли здесь?) доверять особенно не стоит. Достаточно сказать, что по данным начальника миграционного главка МВД Валентины Казаковой, за восемь месяцев 2020 года в РФ переселилось около 40,5 тысяч соотечественников. Между тем, директор Департамента по работе с соотечественниками за рубежом МИД РФ Александр Нуризаде заявил, что за весь 2020 год в Россию прибыло всего 25 тысяч соотечественников, что по его словам, объяснялось антиковидными ограничениями. Спрашивается, кому верить?

Соответственно и заявления представителей МВД о том, о том, что с 2007 по 2020 годы в Россию переселилось 960 тысяч соотечественников тоже стоит принимать на веру весьма осторожно. Однако даже если мы согласимся, что они в точности соответствуют действительности, внимание следует обратить и на другие цифры. За тот же период убыль населения в России, по данным Росстата, составила в целом 2,749 млн человек.

Иными словами, естественная убыль населения РФ почти втрое превысила число репатриантов, вернувшихся за соответствующий период на историческую Родину. Если учесть, что изначально эта программа афишировалась, в первую очередь, как способ борьбы с демографической ямой, придется констатировать, что в этой своей части она оглушительно провалилась.

Впрочем, не исключено, что в нынешних условиях программа переселения соотечественников имеет несколько иные задачи, отличные от официально декларируемых. Так, по словам замглавы администрации президента РФ Дмитрия Козака, с 2016 по 2020 год российские паспорта получили около миллиона граждан Украины, причем это не только жители Донбасса. Но это уже совсем другая история…

Александр Желенин