Posted 10 ноября 2021,, 11:04

Published 10 ноября 2021,, 11:04

Modified 30 марта, 08:25

Updated 30 марта, 08:25

Алексей Филатов. Не все запутавшиеся дети — террористы

10 ноября 2021, 11:04

Директор департамента госполитики в сфере защиты прав детей Минпросвещения Лариса Фальковская озвучила инициативу приравнять вооруженные атаки на школы к терактам.

Вроде бы и спорить не о чем: к тем, кто посягнул на безопасность детей, надо относиться по всей строгости закона. Популярная инициатива! Подстать какому-нибудь популярному депутату. (Такие ещё остались же?) Моя первая реакция на идею Минпросвещения была однозначная: правильно — давно пора! Но если задуматься, не так всё однозначно.

Если грести всех под одну гребенку, то можно не только наворотить дел, но и усугубить ситуацию…

Часто, когда речь идет о нападениях на учебные заведения, в роли нападающих выступают учащиеся этих школ — сами дети и подростки. Неужели все они именно террористы, а не оступившиеся, запутавшиеся и потерявшиеся в мире взрослых дети?

Вчера Южный окружной военный суд приговорил двух жителей Керчи 17 и 18 лет — учащихся одной из школ и морского колледжа — к четырем и семи годам лишения свободы. Они, как сообщается, готовили теракты в образовательных учреждениях. Когда они выйдут из колонии, они пропустят важные годы жизни, когда их сверстники будут учиться в вузе, служить в армии, влюбляться и заводить семьи.

Самое простое сказать: виноваты — пусть отвечают. Но такой подход не решает проблему. Потому что проблема — в профилактике. А дети, даже ставшие преступниками, во многом сами являются жертвами. Кто-то подвергался насилию со стороны одноклассников, кого-то травили психологически, кому-то нужна была помощь взрослых — родителей, педагогов, психолога, но… их не замечали.

Я не оправдываю подобные поступки, но общество тоже должно нести ответственность.

Нашу систему правосудия часто и за многое упрекают. Но есть одна особенность, которая потенциально дает нам преимущество перед английской и американской системами. У нас не прецедентное право. Каждое дело рассматривается отдельно.

Когда озвучивают такие инициативы, то вспоминают казанского стрелка Ильназа Галявиева, сошедшего с ума, возомнившего себя Богом и отправившегося убивать. Или стрельбу в Пермском госуниверситете. Случаи яркие и вопиющие! Тут вроде бы легко произнести слово «террорист». Хотя и возникают вопросы о том, например, как психиатр выдал разрешение на оружие явному психу. Разве он не должен ответить перед законом?

Но я вспоминаю другой случай. 18 октября под Пермью 12-летний школьник пришел в школу с карабином и произвел два выстрела. Никто не пострадал. Директор школы строго поговорила с мальчиком, и тот отдал оружие и рассказал, что подвергался травле в школе.

Если бы инициативу Минпросвещения уже приняли бы, его бы объявили террористом. Но он не террорист, а ребенок, проблемы которого никто не замечал и которому никто не помог!

Каждый случай надо рассматривать отдельно. Каждая ситуация уникальна. У тех, кто не замечал и не предотвратил преступление, тоже должна быть ответственность.

Ну и ещё одна банальная, но уместная в данном случае мысль. Для профилактики преступлений неотвратимость наказания важнее его тяжести.

Алексей Филатов, президент союза офицеров группы «Альфа»