Posted 8 января 2022, 12:25

Published 8 января 2022, 12:25

Modified 1 февраля 2024, 16:51

Updated 1 февраля 2024, 16:51

«Нужно постоянно изобретать»: секреты успешного бизнеса по версии предпринимателя Расула Расулова

8 января 2022, 12:25
Какие качества помогут основать компанию на карманные деньги и вывести ее в лидеры рынка, рассказал предприниматель-инноватор, создатель телеком-провайдера.

Больше половины руководителей компаний озабочены подготовкой следующего поколения лидеров. Об этом свидетельствуют результаты регулярного исследования «Глобальный прогноз лидерства — 2021», опубликованные международной тренингово-консалтинговой компанией DDI. В опросе участвовали более 15,5 тысяч предпринимателей и руководителей из 50 стран мира, и 55% из них главным вызовом в своей работе назвали подготовку следующего поколения лидеров. Еще 52% обозначили другую проблему — привлечение и удержание наилучших кадров.

Предприниматель из Симферополя Расул Расулов почти за 20 лет в бизнесе вырастил не одного лидера для своей компании. Интернет-провайдера «СимСтар» он основал, когда телеком-бизнес еще не существовал как отдельное направление. В создание он вложил деньги, накопленные благодаря подработкам в студенческие годы. Сейчас оборот компании превышает миллион долларов. Как становятся лидерами и что нужно, чтобы подготовить руководителей нового поколения, Расул Расулов рассказал ИА «Росбалт».

Удивлять и развлекать

Свой бизнес в телекоммуникациях, теперь известный в Симферополе и за его пределами, Расул Расулов начал сразу после окончания института. Первые инвестиции — деньги, которые он заработал во время учебы фрилансом в качестве дизайнера. Студент факультета иностранных языков всегда интересовался новым, поэтому в числе первых в городе купил и стал осваивать компьютер — они тогда только начали появляться в свободном доступе. Интерес вызвали программы для обработки изображений. Расул быстро их освоил, и оказалось, что работать с ними мало кто умеет. Студент начал на заказ делать рекламные объявления. А потом обнаружил, что компьютеры можно объединять в сеть, и подключил к своему компьютер друга из соседнего подъезда, чтобы обмениваться по сети файлами и играть в компьютерные игры.

Развлечение быстро превратилось в работу. Вчерашний студент стал одним из первых предпринимателей еще не существовавшей отрасли. А компаньоны по сетевым играм — его первыми клиентами.

«Когда появился интернет, все мои клиенты автоматически стали потребителями этой новой услуги. Я только потом понял, что я делал и как это называлось в маркетинге — Up-sale и Cross-sale», — рассказывает бизнесмен.

Чтобы увеличивать охват сети, Расул придумывал новые цифровые услуги. Искал идеи, которые удивляли его самого, и воплощал в качестве платных предложений: интернет, кабельное телевидение, игровые серверы и соревнования. Начинающий предприниматель быстро заметил, что люди готовы платить за то, что вызывает эмоции и приносит новые ощущения.

Постоянно удивлять и развлекать клиентов — Расул Расулов взял это за правило, которым пользуется до сих пор. Поэтому его компания перманентно изучает рынок технологий и регулярно в числе первых разрабатывает новые предложения. По словам бизнесмена, его вдохновил пример создателя смартфонов Стива Джобса, который сумел сделать абсолютно новый продукт, просто соединив несколько старых в одном устройстве: телефон, записную книжку, аудиоплеер, часы.

«Такой же принцип и у меня, — объясняет Расул, — предоставить человеку столько услуг, сколько ему нужно, и все в одном пакете. Услуги оказались востребованными и пользовались спросом: кабельное телевидение, видеонаблюдение, домофония. И главное — не останавливаться, нужно постоянно изобретать».

До нововведения Расулова интернет-провайдеры Симферополя ограничивались узкой специализацией, но, посмотрев на успех «СимСтар», конкуренты тоже начали предлагать в дополнение к услугам связи домофонию и видеонаблюдение. Теперь в сформировавшейся за два десятилетия отрасли телекоммуникаций это считается золотым стандартом.

Так же вышло с рекламой. Расул убежден, что она должна быть полезной. Этот принцип он начал использовать еще в начале 2000-х годов. В то время рекламных листовок повсюду было так много, что у людей сформировалась так называемая баннерная слепота. Полезная реклама помогла компании «СимСтар» ее преодолеть. Расул решил развесить адресные таблички там, где их не было. Он выяснил, что таких домов без указателей в Симферополе 90%, и для начала заказал 500 указателей с названием улицы и номером дома, на каждом указателе — реклама «СимСтар». Польза для горожан обернулась формированием положительного имиджа компании.

Распространять информацию об услугах предприниматель первым придумал и на зеркалах в лифтах. В старых подъемниках многоэтажных домов он приклеивал небольшие зеркала, чтобы люди могли посмотреть на себя перед выходом на улицу.

«Оказалось, людям это было очень приятно. В верхней части зеркала была наша реклама, и это дало очень хороший эффект. Те, кто знал меня лично, благодарили на улицах за мой вклад в жизнь города. Редкое явление, когда тебя благодарят за твое рекламное объявление. Все зависит от того, в каком виде оно исполнено», — рассказывает предприниматель.

Люди — половина успеха

Расул Расулов регулярно ездит на конференции и отраслевые выставки, изучает новые технологии в сфере телекоммуникаций, маркетинга и управления бизнесом. Он любит сначала сам разобраться в вопросе, изучить его досконально — и только потом обсудить со специалистами компании. Вникает во все сферы своего бизнеса: и в бухгалтерию, и в работу технического директора, — но без перегибов.

«Есть два типа руководителей, — объясняет свою позицию Расул. — Это те, кто делает все сам и боится делегировать, и те, кто делегирует вообще все, ни во что не вникая, и фирма работает исключительно на компетенции сотрудников. Я нахожусь где-то посередине, поэтому могу ставить адекватные задачи и сроки, а сотрудники могут принимать решения по текущим вопросам без меня. Люди — половина успеха в бизнесе».

Расул учится сам и стимулирует к развитию своих сотрудников. Те, кто готов учиться, делают карьеру внутри компании. Например, рядовой установщик оборудования стал одним из руководителей «СимСтар». Сотрудники компании регулярно получают рекомендации профессиональной литературы для чтения и в обязательном порядке посещают образовательные семинары — личностный рост Расул считает важной частью развития бизнеса. Так за 19 лет работы компании ему удалось сформировать самостоятельный коллектив, который в экстренной ситуации может оперативно принять правильное решение. И не один.

Лидерство нон-стоп

Диверсификация направлений внутри одного бизнеса и творческий подход к решению проблем — этими правилами Расул Расулов руководствуется с самого начала и считает их важной частью успеха своей компании. Сейчас ее годовой оборот составляет порядка полутора миллиона долларов. «Оставайтесь голодными и глупыми», — цитирует предприниматель Стива Джобса, объясняя, что не намерен останавливать развитие компании. Удивлять клиентов на этот раз он планирует новой технологией — домофонией с искусственным интеллектом.

«Мы планируем установить такие умные домофоны на все дома в территории нашего покрытия сети и таким образом получить дополнительный доход, а также приток клиентов для услуги интернет, так как домофония в этом случае будет для них бесплатной», — делится планами бизнесмен.

Он также собирается увеличить количество камер видеонаблюдения в городе. Изначально коммерческий ход оказал мощный социальный эффект. Расул решил устанавливать камеры наблюдения за счет компании в общественных местах. В итоге в этих районах города снизился уровень преступности. Записи камер компания «СимСтар» безвозмездно предоставляет полиции для раскрытия преступлений. В обмен просит только упоминать, что поймать преступников удалось благодаря его камерам. Бизнесмен уверен, что успешный лидер не должен бояться заявлять о себе и своих идеях, даже если сначала их могут не оценить.

Дарья Истомина

Подпишитесь