Posted 20 января 2022, 10:58

Published 20 января 2022, 10:58

Modified 5 февраля, 07:07

Updated 5 февраля, 07:07

Почему «изменника» Порошенко не кинули на нары

20 января 2022, 10:58
Пятый президент Украины показал, что «актерствовать» умеет ничуть не хуже Зеленского, долгое время руководившего комик-группой.

Печерский суд Киева накануне, после долгих раздумий, все же не стал брать Петра Порошенко под арест по делу о государственной измене. Ему избрали меру пресечения в виде личного обязательства. Теперь предыдущий президент Украины должен сдать паспорта для выезда за границу, не отлучаться из Киева без разрешения следователя, прокурора или суда, являться по их вызову.

Петра Порошенко на Украине подозревают в госизмене и содействии террористическим организациям. Как сказано в официальном подозрении, он, «действуя по предварительному сговору группой лиц, в частности, из числа представителей высшего руководства Российской Федерации, способствовал деятельности террористических организаций ЛНР и ДНР». Как считают следователи СБУ, в результате заключения соглашений о закупке угля (антрацита для украинских электростанций) с «республиками», последние получили более $7,3 млн.

«На протяжении 2014−2015 годов, будучи в должности президента Украины, используя предоставленные ему полномочия и имеющиеся инструменты воздействия на определенных руководителей центральных органов государственной власти, Порошенко предпринял незаконные меры к расторжению существующих торговых связей Украины на поставку угля в Южно-Африканской Республике», — это цитата из обвинения СБУ.

Также «Порошенко по требованию представителей Российской Федерации организовал подписание от имени Украины контрактов на поставку угля с неподконтрольных Украине территорий, чем поставил Украину в зависимость от представителей РФ и указанных псевдо-республик».

Если вина экс-президента Украины будет доказана, то ему может грозить лишение свободы до 15 лет. Очень похожее обвинение год назад было предъявлено лидеру партии ОПЗЖ, олигарху Виктору Медведчуку. В итоге его лишили медиа-активов, имущество арестовали, а сам он сидит под домашним арестом. Теперь ровно то же самое украинские власти попробовали сделать с Петром Порошенко. Если бы получилось — то Владимир Зеленский нейтрализовал бы своих оппонентов с обоих флангов: и с пророссийского (Медведчук), и с националистического (Порошенко).

Однако сторонники Порошенко оказались намного более решительными, чем сторонники Медведчука. А сам пятый президент показал, что умеет ставить шоу не хуже, чем опытный КВНщик Зеленский.

Украинская власть допустила промашку, выдвинув обвинение Порошенко 20 декабря, уже после того, как он уехал за рубеж в турне по разным странам. Похоже, в окружении Зеленского рассчитывали, что испуганный Порошенко предпочтет остаться за границей — и проблема разрешится сама собой. Но главный оппонент действующего президента Украины вместо этого начал троллить своего визави. Порошенко встречался с известными политиками, «решал» проблемы Украины, после чего объявил, что вернется 17 января и сам придет в суд.

Сторонники встречали его в аэропорту, а также перекрыли центр Киева, блокировав как Печерский суд, так и администрацию главы государства. Впрочем, экс-президент все равно прямиком из аэропорта поехал на судебное заседание. Прокуратура просила либо арестовать Порошенко, либо взять залог в 1 млрд гривен. Однако в тот день меру пресечения ему суд не избрал. Заседание перенесли на 19 января.

Все это время сторонники Порошенко проводили в центре Киева акции солидарности. Когда суд возобновился, произошли две стычки митингующих с правоохранителями. В результате пострадавшие есть с обеих сторон, сообщила полиция Киева. Задержаний не было. А решение суда оказалось очень мягким, хотя сам Порошенко явно был морально готов отправиться в тюрьму.

Вполне возможно, что мягкие санкции в отношении бывшего главы государства — результат того, что на Украину в тот же день приехал госсекретарь США Энтони Блинкен. Визит состоялся в рамках его усилий по предотвращению войны в Восточной Европе и предстоящих в пятницу переговоров с Сергеем Лавровым в Женеве. Однако на Украине никто не сомневается, что у визита была и неофициальная составляющая — попросить Зеленского «сбавить обороты» в деле преследования политических оппонентов.

Проще говоря, в Киеве глава Госдепа намекнул, что Зеленскому стоит прекратить прессовать Порошенко. Блинкен заявил, что одной из давних целей Москвы было «посеять разногласия в Украине, чтобы украинцам было сложнее работать вместе, реализовать свои демократические амбиции».

«Украина должна избегать любых действий, которые помогают России в ее циничных усилиях. Не позвольте России разделить вас. Это означает, что лидеры внутри и вне украинского правительства должны отложить свои разногласия во имя совместного национального интереса и работать вместе, чтобы подготовиться к возможным трудным дням», — сказал Энтони Блинкен, обращаясь к Владимиру Зеленскому.

Судя по всему, ставший президентом комедийный актер выслушал американского гостя, посмотрел на толпу сторонников Порошенко под своими окнами (российскому читателю нужно понимать, что в Украине очень либеральный оборот оружия и высокий уровень вооруженности населения, и к националистам/патриотам это относится в первую очередь), вспомнил про популярность «сивочоголо гетмана» в украинской армии — и решил, что все же не стоит ставить Порошенко на одну доску с сидящим под домашним арестом Виктором Медведчуком. Более того, пятого президента даже не лишили его медиа-активов: оба его телеканала продолжают работу. Тогда как каналы пророссийских политиков год назад прекратили вещание.

Подводя итоги дня 19 января, Петр Порошенко публично заявил о том, что «пришло время захлопнуть крышку рояля». Это юмор, хорошо понятный не только украинцам: отсылка к одной репризе комик-группы «Квартал 95», в которой Владимир Зеленский будто бы играет на рояле явно не предназначенным для этого органом (ролик до сих пор легко можно найти на YouTube). Надо сказать, что в момент, когда вся Украина нервно ждет нападения со стороны России, такие слова неизбежно находят своих слушателей.

Кирилл Карасев, Киев