Posted 24 января 2022, 13:28

Published 24 января 2022, 13:28

Modified 5 февраля, 07:07

Updated 5 февраля, 07:07

Операция «эвакуация»

24 января 2022, 13:28
Иван Преображенский
США и Великобритания срочно вывозят из Киева семьи дипломатов, Германия увольняет «давшего слабину» командующего ВМС. Кто верит в скорую войну и почему?

Американцы доставили украинским властям уже вторую порцию военной помощи. Это делается в рамках плана поддержки Киева на общую сумму около $200 млн, одобренного в бюджете США на 2022 год. Перебрасывают оружие для украинской армии и британцы, чьи военно-транспортные самолеты, как отмечают наблюдатели, с момента возведения «воздушного моста» с Киевом летают в обход территории Германии. Связано это с тем, что ФРГ якобы категорически отказывается хоть как-то участвовать в поставках украинским военным любых летальных видов вооружения, пригодных, в том числе, для наступательных действий.

Эта ситуация демонстрирует раскол между США и Великобританией с одной стороны и их союзниками по НАТО в материковой части Европы с другой. Правда, не все так просто. Например, страны Балтии уже обращались и к Германии, и к США с просьбой разрешить поставлять Украине оружие немецкого и американского производства. Они публично не одобряют немецкую политику фактического военного нейтралитета в ситуации возможного военного российско-украинского конфликта, о котором твердят западные политики, медиа и разведслужбы.

Кстати, сами государства Балтии требуют, чтобы союзники по Североатлантическому альянсу оказали военную помощь и им тоже. Как известно, по имеющимся оценкам военных аналитиков, в том числе, западных, в случае начала военного конфликта, учитывая соотношение сил, российские войска займут государства Балтии за считанные даже не дни, а часы.

Этак тревога была воспринята всерьез — Дания уже перебросила в Литву истребители F-16 и отправила к ее берегам фрегат. Более того, президент США Джо Байден, как сообщают американские медиа, рассматривает план по передислокации в страны Балтии и Восточной Европы еще пяти тысяч военных. Разумеется, не без техники.

Повлияло на ситуацию и российское уточнение к прежнему ультиматуму — требование вывести войска НАТО не из всех стран, вступивших в Альянс с 1997 года, а только из Румынии и Болгарии. Как раз эти государства, судя по всему, имеют в виду американские журналисты, говоря, в широком смысле, о «Восточной Европе».

Теперь Нидерланды демонстративно посылают два самых современных истребителя F-35 именно в Болгарию. Кроме них, о намерении отправить корабли и возможно несколько истребителей в эту страну заявила Испания. В свою очередь, французские власти решили перебросить небольшой контингент войск в Румынию.

Россия все это воспринимает (как минимум, на словах) как усиление недружественной активности и, в свою очередь, проводит масштабные учения совместно с белорусской армией. При этом в Белоруссию эшелонами везут зенитно-ракетные комплексы С-400 аж из Хабаровского края.

Попутно на оказавшуюся в центре этого противостояния Молдавию оказывает давление «Газпром». У Кишинева не хватает средств, чтобы рассчитываться одновременно за текущие поставки природного газа и старые долги. Молдавские власти уже вынуждены ввести режим чрезвычайного положения сроком на 60 дней.

Конечно, волнует газовый вопрос и Западную Европу. Например, британские СМИ пишут, что хотя их страна и не привязана напрямую к поставкам топлива из России, тем не менее, она зависит от оптовых цен на него. А цены эти, как показывает продолжающийся энергетический кризис в Европе, четко реагируют на то, сколько своего товара «Газпром» готов продать на свободном рынке.

По мнению британцев, хотя прямой угрозы дефицита газа нет, «задрать» цены до заоблачных высот «Газпром» вполне в состоянии. Аналогичная информация ранее просачивалась в медиа и с американо-немецких консультаций на эту тему. Как бы то ни было, США и ЕС ведут переговоры с альтернативными поставщиками. Преимущественно речь идет о поставках сжиженного газа — например, из Катара. Однако его возможности, а также пропускная способность европейских терминалов для приема сжиженного газа не так велики, чтобы они смогли покрыть недостаток российского топлива, поставки которого вполне могут быть ограничены или даже прекращены в случае начала войны.

Вот в такой нестабильной ситуации, когда военные угрозы прямо связаны с энергетическими (что дополнительно усиливает негативную репутацию Кремля) Европа заканчивает первый месяц 2022 года. При этом высказываться о России нейтрально или говорить о необходимости признать ее интересы там становится небезопасно — даже в Германии, настроенной к РФ условно «дружественно». Так, написать заявление об отставке был вынужден командующий ВМС Германии вице-адмирал Кай-Ахим Шенбах — сразу же после слов о том, что Крым уже не вернется в состав Украины, а Владимир Путин хотел бы, чтобы его интересы уважали и это желание совсем несложно удовлетворить.

Шенбах сказал все это во время конференции в Индии, причем, по сути, не на публику. Однако его слова были замечены, в том числе, украинскими дипломатами. И уже на следующий день немецкому военному моряку пришлось извиниться за «политически ошибочное выступление», заявить, что это было лишь его личное мнение и уйти в отставку.

Эта история показывает, что чем больше накал противостояния, тем меньше в нынешней ситуации шансов у тех, кто ищет возможность для нормализации положения при помощи дипломатии. Возможно потому, что на Западе закончились политики, готовые верить Кремлю в надежде, что там реально настроены на успех переговоров, а не на их срыв и почти неизбежный затем военный конфликт.

Иван Преображенский