Posted 27 января 2022,, 09:20
Published 27 января 2022,, 09:20
Modified 1 февраля, 17:06
Updated 1 февраля, 17:06
Российская нацвалюта сейчас существенно недооценена из-за страновых рисков, значительно возросших по причине ухудшения геополитической обстановки. Об этом в беседе с агентством ПРАЙМ заявил эксперт по фондовому рынку «БКС Мир инвестиций» Дмитрий Бабин.
По его словам, из-за большой геополитической неопределенности даже краткосрочные прогнозы динамики рубля давать затруднительно, однако если появятся признаки того, что Россия и Запад встали на путь налаживания двухсторонних отношений, мы можем увидеть укрепление рубля.
Как полагает аналитик, на фоне геополитики другие факторы значительно ослабили свое влияние на рубль. В связи с этим Бабин сомневается, что февральское заседание ЦБ, на котором, вероятно, будет принято решение о дальнейшем повышении ключевой ставки, окажет ощутимое воздействие на курс российской валюты. «Однако повышение ключевой ставки на 0,75 процентного пункта и больше окажет некоторую поддержку рублю», — допускает эксперт.
При этом он надеется на высокие цены на нефть. Как указал аналитик, сохранение высоких котировок также способно сгладить негативное влияние фактора геополитики. И в случае, если геополитические риски ослабнут, благоприятная сырьевая конъюнктура обеспечит быстрое укрепление рубля.
Тем временем опрошенные РИА «Новости» эксперты не ожидают сейчас 50-процентного падения рубля, как в 2014 году — на фоне возможных новых санкций. Ситуация с возможным оттоком капитала из-за очередных санкций сейчас гораздо более комфортная для рубля, чем в 2014 году, к тому же и на рынке нефти она более благоприятна, считают они.
Ранее Белый дом заявил, что в случае ухудшения ситуации вокруг Украины финансовые санкции США против России будут тяжелее, чем в 2014, когда рубль подешевел на 50%, а ЦБ потратил 25% резервов на его поддержку.
В частности, курс доллар с июньских 2014 года уровней в 34 рубля максимально подскакивал в декабре того же года до 80 рублей, однако закрыл 2014 года на уровне 56 рублей. Впрочем, стоит отметить, что нефть за исследуемый период сползла со 112 долларов за баррель до 57 долларов (по сорту Brent).
Между тем управляющий директор Газпромбанк Private Banking Егор Сусин напоминает, что главным для российского валютного рынка в 2014 году стал фактор неожиданности. «Внешние заимствования РФ были достаточно велики (более 700 миллиардов долларов), а их структура была сильно смещена в сторону краткосрочных займов. При этом многие экономические субъекты до 2014 года переводили рублевые кредиты в валютные на фоне рекордных нефтяных цен и хороших перспектив рубля. Однако все быстро изменилось на фоне резкого оттока капитала», — рассуждает эксперт.
Сейчас же, констатирует он, внешние заимствования не так велики — не более $500 млрд, при том что международные резервы значительно выше, чем в 2014 году. «Компании и государство, в целом, имеют больше валютных активов, чем внешних заимствований. Поэтому отток капитала из страны в случае новых санкций несет меньшие риски, чем в 2014 году», — убежден Сусин.
На его взгляд, «вероятность обесценивания рубля на 50% в случае новых санкций Запада уже невелика».
Кроме того, добавляет инвестиционный стратег УК «Арикапитал» Сергей Суверов, стоит учитывать нефтяной фактор, который сейчас отличается от ситуации 2014 года. «Тогда в условиях сланцевой революции в США и резкого роста предложения американской нефти нарушился баланс мирового рынка углеводородов, и цена нефти упала в 2 раза, задав рублю ориентиры для обесценивания», — отмечает он.
Отметим также, что еще в ноябре–декабре прошлого года мировые СМИ заполнила тема предполагаемого российского вторжения на Украину и санкций, которые должны за этим последовать. По мнению авторов и экспертов этих изданий, признаком «вторжения» является сосредоточение российской военной техники в пограничных с Украиной регионах. В числе вероятных санкций называются как остановка газопровода «Северный поток-2», так и ограничения против российских энергокомпаний, и отключение системы «быстрых» финансовых расчетов SWIFT.