Posted 14 февраля 2022,, 21:15
Published 14 февраля 2022,, 21:15
Modified 5 февраля, 07:07
Updated 5 февраля, 07:07
Неожиданно для многих министерство культуры России объявило, что приостанавливает обсуждение законопроекта об «Основах государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей». В ведомстве официально признали, что эта идея вызвала слишком много критики как со стороны общественных деятелей, так и со стороны деятелей культуры. Действительно, писать обращения министру Ольге Любимовой начали и звезды театра, и их коллеги, занимающиеся кино: продюсеры, директора и известные актеры. Причем по большей части даже не завзятые либералы, а люди, известные своей лояльностью властям.
В этой истории всем очевиден ответ на вопрос: против чего вы, деятели культуры? Они против того стандарта «традиционных ценностей», который им предложили в развитие идей, внесенных в обновленную в 2020 году Конституцию. За доводами насчет «необходимости защитить свободу творчества» виден понятный даже бюрократам призыв: «оставьте все как было, а то нас просто перестанут смотреть и слушать». Это весьма близкая чиновникам тема, ведь Минкульт должен отчитываться за бюджетные деньги, потраченные на театр и кино. А это и сейчас зачастую непростая задача. Ведь прямолинейный псевдопатриотический госзаказ, в лоб пропагандирующий как раз те самые «традиционные ценности», дает как правило неважные сборы.
В снятом с обсуждения проекте идея «традиционных ценностей» была и вовсе доведена до абсурда тем, что какой-то чиновник решил зафиксировать их в конкретном перечне. Шаг влево — шаг вправо, и ты уже «нетрадиционен». А что это может значить в российских реалиях? Отключение от госфинансирования, бойкот со стороны властей, а затем визит людей в погонах и, наконец, закрытие театра, сворачивание киностудии и так далее. Да что там говорить, несколько лет назад в Омске ФСБ и в цирк нагрянула с обысками.
Кстати, возможно, Минкульт испугала еще и попытка образованного класса публично заняться разбором самого понятия «традиционные ценности». Раньше с критикой в их адрес выступали в основном неправительственные организации, защищающие права меньшинств и политическая оппозиция. Иначе говоря, те, кто сейчас не пользуется «поддержкой масс». Совсем другое дело, когда всенародно любимые писатели, режиссеры и актеры начинают объяснять своей публике, что «традиционные ценности», с точки зрения науки, это ценности стародавнего крестьянского общества. В то время как Россия уже почти столетие — страна городской цивилизации. Зачем ей навязывается заведомая архаика, которая никак не соотносится с реальной жизнью среднего россиянина и близка ему лишь настолько, насколько он интересуется биографией своей прапрабабушки?
В общем, в Минкульте сочли за лучшее взять паузу. Конечно, хочется надеяться, что дальше тут выйдет так же, как с законами о QR-кодах, и пресловутый «список ценностей» надолго, если не навечно, будет похоронен в министерских архивах. Однако уже сейчас понятно, что надежда эта ложная. Власти твердо намерены на законодательном уровне привить всем россиянам свои представления о том, что такое хорошо, а что такое плохо. Не вышло в лоб, слишком большое сопротивление надо было преодолевать, так теперь зайдут сбоку.
Первый шаг уже сделан. В тот же день, когда Минкульт приостановил общественную дискуссию, падающее знамя подхватила Госдума. Причем, в отличие от чиновников, народные избранники смотрят на задачу куда шире — речь теперь идет уже не просто о каких-то там «традиционных» ценностях, которые надо сохранять. Совет Госдумы учредил межфракционную группу «по совершенствованию законодательства о защите христианских ценностей». Вот так вот, ни много ни мало.
И вот тут возникают вполне понятные опасения. С учетом характера российского законотворчества последних лет, нетрудно себе представить, что депутаты займутся не столько защитой христианских ценностей, сколько их редактированием. Ведь это их хлеб — внести куда-нибудь поправки, а то и вовсе что-нибудь взять, да обнулить.
Тем более, далеко не все христианские ценности совпадают с традиционными (в том виде, в котором на Охотном ряду трактуют это понятие). Взять, например, гордость за советскую историю.
Сомнительными с точки зрения актуального российского милитаризма начинают выглядеть и многие заповеди. И тут шутки на тему «профильный комитет одобрил таблицу поправок ко второму чтению Нагорной проповеди» кажутся уже как-то не такими и смешными. Да что там говорить, было бы желание, так и некоторых апостолов можно привлечь к ответу — хотя бы за упаднический либерализм.
Так что расслабляться не просто рано, а в принципе нельзя. Минкульт, сдавшийся под напором деятелей культуры, сменят разнопартийные депутаты. А уж они хорошо знают, как убеждать оппонентов в необходимости совершенствования взглядов на жизнь в соответствии с последними решениями «партии и правительства».
Иван Преображенский