Posted 18 февраля 2022,, 15:56

Published 18 февраля 2022,, 15:56

Modified 30 марта, 08:21

Updated 30 марта, 08:21

Горькая конфета в праздничной обертке

18 февраля 2022, 15:56
Людмила Семенова
В России в последнее время как-то не очень получается снимать романтическое кино — на экраны выходит либо кич, либо треш, либо невнятное «мыло».

Российская киноиндустрия к самой романтичной дате в году разродилась очень странным творением — комедийной мелодрамой «День слепого Валентина». Фильм сошел бы за жесткую семейно-социальную сатиру и в таком качестве даже мог удостоиться похвал. Однако авторы и исполнители заявили, что он — об искренней любви и настоящих ценностях. Это выглядит уже как издевка над зрителем и демонстрация уверенности, что с попкорном и празднично-сентиментальным сиропом аудитория проглотит все.

«День слепого Валентина» представляет собой альманах из нескольких историй, однако они не очень органично уживаются друг с другом — слишком сильно сюжеты отличаются по динамике и интриге.

Одна история посвящена свиданию вслепую, которое сводит неудачника и легкомысленную девушку; другая — знакомству одинокой женщины с эксцентричным барменом; третья — превратностям супружеских измен, образующим «любовный квадрат»; четвертая — судьбоносной встрече в торговом центре; а пятая, как вишенка на торте, — найденному в кармане презервативу, вносящему раздор в семью. Для шуток на грани фола здесь, разумеется, полный простор — а вот с лирикой и искренностью дело обстоит гораздо хуже.

Справедливости ради, авторы постарались подсветить много злободневных тем. Это и внутренняя мизогиния (высказывания в духе «мы женщины, а значит — дуры»), и мужской шовинизм («я в людях разбираюсь, и в женщинах тоже» — слова умудренного бармена, которого играет Юрий Чурсин), и предубеждения о возрасте («в тридцать лет нужно спать дома и замужем»).

Только в героях не видно никакого развития: по логике фильма, достаточно просто попасть в дурацкую ситуацию, чтобы стать счастливыми и уверенными в себе. Хотя именно счастья в итоге как раз и не видно, вопреки заверениям актеров. Прискорбно, что они вынуждены объяснять смысл своей работы, вместо того чтобы донести это до зрителя через образ.

К сожалению, самыми скучными оказались новеллы, в которых сыграли безусловно талантливые Юрий Чурсин и Александр Яценко. Они давно доказали свою способность быть органичными и в тяжелой драме, и в тонкой лирике, но в «Дне слепого Валентина» оба выглядят уныло — несмотря на якобы зажигательную постельную сцену между Яценко и Анной Цукановой-Котт.

Собственно, после эпизода с Чурсиным было искушение вообще прекратить просмотр — настолько занудным оказался старт. Однако вскоре динамика все-таки появилась — в новелле о супругах, которые торопятся на корпоратив, и по пути зритель узнает о них много интересного. С экрана выплескивается изобилие нечистот, которые порой скапливаются на дне семейной жизни. Некоторые неприглядные моменты поданы довольно комично: например, когда таксист и по совместительству любовник жены утверждает, что его собственная супруга не ведает об изменах, и тут же сам начинает сомневаться в ее верности. Это, конечно, логично и даже в какой-то степени жизненно, однако оптимизма и симпатий к персонажам как-то не добавляет.

Реприза с танцем Максима Виторгана в магазине одежды, пожалуй, вышла по-настоящему забавной, но диалоги героев и кульминация отношений выветриваются из головы быстрее, чем в прочих новеллах.

А самым неприятным получился сюжет о презервативе в кармане пальто — причем ответ на вопрос о том, кому он все-таки принадлежал, как-то затерялся. Позабавил в этой истории только образ отца молодой девушки, который «заботится о том, чтобы дочь не залетела», и при этом закатывает скандал из-за контрацептива. Это в самом деле яркий образец «диванного патриарха», который знает только одну форму воспитания — карательную. Но наблюдать за этим все равно грустно, тем более в преддверии праздника любви.

В фильме есть некоторые детали, указывающие на то, он адресован именно зрелой аудитории — в частности, музыка Юрия Антонова, звучащая в ночном клубе, и шлягер 80-х Sweet Dreams, идущий фоном на протяжении картины. Проникновенности это особо не добавляет, но вполне стыкуется с образами персонажей и их мотивацией: почти все они достигли «среднего возраста», и каждый как может пытается бороться с нахлынувшим кризисом. Вот только это совсем не про «настоящую любовь» и потребность отдавать — с собой бы разобраться…

Людмила Семенова