Posted 21 февраля 2022, 18:08

Published 21 февраля 2022, 18:08

Modified 5 февраля, 07:07

Updated 5 февраля, 07:07

«В понимании Путина не существует никакой Украины…»

21 февраля 2022, 18:08
Цель Кремля — обозначить все территории, входившие в СССР, как страны с ограниченным суверенитетом, уверен политик Лев Шлосберг.

Известный политик Лев Шлосберг уверен, что сценарий признания независимости ЛНР и ДНР реально рассматривался в Кремле давно, а Владимир Путин не боится прямого военного столкновения не только с украинской армией, но и с силами НАТО. Стоит уточнить, что беседа с известным политиком состоялась до открытого заседания Совбеза РФ, все члены которого высказались за признание Россией независимости ЛНР и ДНР. Полностью беседу с членом политического комитета партии «Яблоко» можно послушать в подкасте «Росбалта» «Включите звук».

— Напряженность вокруг Украины не спадает, а только увеличивается. На ваш взгляд, чего добивается Владимир Путин своей «танковой дипломатией»?

— Он человек советской эпохи, советского типа. Путин до сих пор ведет геополитическую борьбу в XX веке. Это уже привело к целому ряду трагедий. Это и события 2014 года: Крым, потом Донбасс. Они кровоточат до сих пор и привели к нынешней ситуации. Это в целом направление внешней политики России, которая стремится вернуться к состоянию советской империи. В любом случае — обозначить все территории, в разные эпохи входившие в состав СССР, как страны с ограниченным суверенитетом и максимальным влиянием России.

В понимании Путина не существует никакой Украины как самостоятельного государства. Он это многократно подтверждал публично. Квинтэссенцией этого стала статья президента, опубликованная 12 июля прошлого года «Об историческом единстве русских и украинцев». Там четко было сказано: с чем пришли в Советский Союз, с тем и уходите, то есть ни с чем. Он отказывает Украине в праве на государственный суверенитет.

К сожалению, летом 2021 года в начале избирательной кампании в Госдуму эта статья не привлекла достаточного внимания. Хотя уже тогда было понятно появление этой статьи одновременно с двумя министрами во главе списка «Единой России» — Шойгу и Лавровым; четко показывало, в какую сторону будет двигаться Россия.

После этого было несколько, на мой взгляд, важных деталей. Публикация Дмитрия Медведева, ровно через три месяца после статьи Путина, где в абсолютно площадных выражениях описывались все симптомы отношения высших российских властей к руководству Украины. Статья вышла с исчерпывающим заголовком «Почему бессмысленны контакты с нынешним украинским руководством». Путину в уста не вложили этот тезис, но совершенно очевидно было, что это путинская мысль.

Прошло еще два месяца, и 17 декабря Россия официально направила письменный ультиматум США и НАТО с требованием дать гарантии нерасширения НАТО на восток, имея в виду в первую очередь Украину и Грузию.

Собственно вся нынешняя эскалация вокруг Украины использована в качестве чеки, выдернутой из гранаты, для достижения требований этого ультиматума. По каким-то своим причинам Путин считал, что ответ будет незамедлительно. Он ждал его со дня на день. К слову, именно в те же дни была внесена инициатива КПРФ в Государственную думу о признании государственного суверенитета ДНР-ЛНР. Эти события были полностью синхронизированы. Публичным этот проект КПРФ сделали, когда стало понятно, что ни НАТО, ни США ни ответят на этот ультиматум, как того хочет Россия.

Для того чтобы обеспечить рассмотрение своих требований аргументами, Россия приступила к концентрации вокруг Украины крупнейшей со времен Второй мировой войны группировки. Сейчас вокруг Украины располагается треть сухопутных Вооруженных сил России.

«Вишенкой на торте» были состоявшиеся на минувшей неделе стратегические учения российских ядерных сил, которые из ситуационного центра в Кремле возглавил лично Путин. При нем в качестве оруженосца сидел Лукашенко, раздувавшийся от важности. Два верховных главнокомандующих дали понять, что рассматривается вопрос локального ядерного конфликта.

— Вы считаете, что существует прямая угроза полномасштабного военного конфликта на территории Украины и даже вокруг нее?

— Я считаю абсолютно реальной угрозу войны. Еще в самом начале этого конфликта в декабре, когда все только закипало, меня спрашивали многие люди в России и на Украине: возможна ли война? Я отвечал с самого начала: посмотрите на Донбасс, посмотрите на ДНР-ЛНР. Это язва, которая может взорваться в любую минуту. Масштаб взрыва будет превышать масштабы этих отторгнутых от Украины территорий на порядок. Де-факто не контролируемая Украиной часть страны является тем залогом войны, вокруг которого развиваются все события.

Путин ставит перед собой задачу максимально восстановить, буквально чуть ли не до масштаба Советского Союза, влияние России на международные дела. Создать вокруг России буферную зону. Безусловно, он воспринимает Запад в целом как врага. Путин абсолютный антизападник. Он человек, считающий неприемлемым для России европейский путь развития. Китайский путь в его понимании возможен. Хотя ему до сих пор никто не объяснил, что китайский путь развития означает поглощение Китаем России, а не наоборот.

Но судя по тому, как перебрасываются войска в Беларусь с Дальнего Востока, войны с Китаем Путин не опасается, а вот здесь, в Европе, Путин ведет войну. Войну реальную, политическую, информационную, пропагандистскую, силовую за расширение территории влияния России так, как он это видит.

Может ли Путин отдать приказ на вхождение российских войск на территории ДНР-ЛНР? Да, может. Де-юре — это территория Украины. Может ли Путин признать государственную независимость ДНР-ЛНР? Может, в зависимости от того, как будут на этой неделе идти консультации Блинкина с Лавровым, а затем завершится встреча с участием Байдена и Путина. Президент России всячески показывает, что рука лежит уже на «второй гранате». Первую «взорвали» 17 декабря. Вторую готовы вытащить сейчас.

— Отдает ли российский президент себе отчет, какие могут быть последствия у этого конфликта?

— Мне кажется, он уверен в военной победе. Просто президент считает, что воспитал лучшую в истории России армию, которая показала себя, как он считает, успешно в Сирии. На самом деле, это не так, но Путин считает, что все великолепно. Более того, он уверен, что российское общество готово к войне и хочет войны. Поэтому угроза реального военного столкновения очень высока. Ее невозможно рассчитать по уровню вероятности, но тот факт, что Вооруженные силы США минувшей ночью приведены в боевую готовность третьей степени, означает, что все абсолютно серьезно.

То, что третьи сутки происходит на Донбассе — это крупнейшая в истории России внешнеполитическая провокация. Совершенно очевидно, что спецоперация по эвакуации задумана давно в качестве имитации гуманитарной катастрофы. По последним данным, уже свыше 60 000 человек (наверное, сегодня будет 70 000) перевезено через границу. Для их приема не готово почти ничего. Показывают несколько образцовых мест приема. Хотя можно ли назвать образцовыми места приемки, где в одной комнате десятки мест для ночлега? Места, куда на самом деле приезжают люди в регионах России, — это места для «передержки». Это не то, чего ждут люди.

Все, что делается в этой спецоперации, было подготовлено заранее. Совершенно очевидно, что такой объем государственных ресурсов, включая 10 000 рублей выплат, использование транспорта, в том числе железнодорожного, ресурсов государственной собственности для того, чтобы устроить людей, не могло быть спонтанными действиями.

Я думаю, что сейчас с каждым часом будет нарастать угроза прямых боевых столкновений. Все очень опасно.

Путин сейчас хочет максимально использовать настоящий военный психоз, который овладел миром, для достижения нескольких принципиальных для него решений. Первое — это заявление о гарантиях, что Украина не вступит в НАТО.

Предполагаю, что, кроме нейтрального статуса Украины, Путин потребует также некоего документа, дающего России право определять политическое будущее, как минимум, двух государств: Украины и Белоруссии. Возможно, на стол переговоров ляжет также Грузия.

— Россия, с одной стороны, всегда настаивала на выполнении Минских соглашений. С другой стороны, сейчас стоит вопрос о признании независимости ЛНР-ДНР. Это выход из нормандского формата.

— Сценарий признания независимости ДНР-ЛНР существует. Он рассматривается всерьез, иначе бы «Единая Россия» не подготовила свой проект постановления Думы по этому поводу. При этом они запутались в двух соснах. В итоге внутреннюю конкуренцию в парламенте выиграл проект обращения к Путину, который предложили коммунисты. Он более безграмотный, но, очевидно, депутатам «Единой России» было дано указание проголосовать и за него тоже.

По ситуации возможного ввода российских войск на территорию ДНР-ЛНР у Путина есть разрешение Совета Федерации, полученное еще в 2014 году. Ему не нужно заново обращаться в Совет Федерации за разрешением на использование Вооруженных сил на чужой территории. У него это разрешение в руках. Я расцениваю угрозу войны как наивысшую с начала декабря. На этой неделе угроза войны достигла реального пика.

Плюс ко всему нужно учитывать такую важную вещь. При такой концентрации вооруженных сил чрезвычайно высока вероятность любой случайности: взрывается боезапас, один танк стреляет по другому, производится несанкционированный пуск ракеты, а все ракеты нацелены на Украину. К сожалению, такая ошибка тоже может случиться. Не дай Бог, но это возможно, поэтому, на мой взгляд, предстоящая неделя может быть судьбоносной. Если ситуация не разрешится путем переговоров, последствия могут быть очень тяжелыми.

Беседовал Петр Годлевский