Posted 25 февраля 2022,, 19:05
Published 25 февраля 2022,, 19:05
Modified 5 февраля, 07:07
Updated 5 февраля, 07:07
В памяти грузин трагическая для них дата 08.08.2008 не стерлась, и сейчас многие в Сакартвело проводят параллель между нею и ситуацией, сложившейся на Украине в результате проведения Россией «специальной военной операции в Донбассе». В Тбилиси прошел митинг в поддержку Украины и в осуждение действий России. Грузинский сегмент соцсетей буквально взорвался — едва ли не все пользователи разместили на своей странице украинский флаг и гневные комментарии.
Премьер-министр Грузии Ираклий Гарибашвили назвал события на Украине «вопиющим нарушением международного порядка» и призвал международное сообщество принять все возможные меры во избежание дальнейшей военной эскалации. Солидарность с украинским народом выразила и президент Саломе Зурабишвили, призвав Россию прекратить военные действия. В таком же духе высказался спикер парламента Шалва Папуашвили, другие политики. Впрочем, оппозиция сочла «недостаточной» поддержку Украины со стороны грузинских властей и строго осудила их за «капитулянтство перед Путиным».
И тут началось самое «интересное». Хоть Грузия и «стоит рядом с братской Украиной», но когда дело дошло до «логичного» присоединения к санкциям Запада против России, с которой, напомним, после признания последней независимости Абхазии и Южной Осетии, Тбилиси разорвал дипломатические отношения, премьер Гарибашвили озвучил категорический отказ.
«Хочу четко и однозначно заявить, что с учетом наших национальных интересов и интересов нашего народа, Грузия не собирается принимать участие в финансовых и экономических санкциях, поскольку это еще больше навредит нашей стране и нашему населению», — сказал он.
Премьер также заявил, что «Грузии сегодня никакая опасность не угрожает» и «необходимо сохранять спокойствие». Он пояснил, что благодаря прагматичной национальной политике нынешних властей в последние девять лет «страна достигла мира и стабильности». И даже сумела подписать Соглашение об Ассоциации с Евросоюзом (включая безвизовый режим и свободную торговлю) без каких-либо проблем и обострения ситуации (имеется в виду — со стороны России).
В интервью телекомпании «Рустави 2» Гарибашвили, в очередной раз осудив Россию и поддержав Украину, признался, что во время прошлогодней августовской встречи в Киеве с Владимиром Зеленским он «поделился с ним опытом», в том числе «ошибками, допущенными при предыдущем правительстве во время войны, до войны и после войны». В целом же он убежден в том, что конфликт должен быть решен дипломатическим путем, и что «поставка оружия — не выход в данной ситуации». Грузины, сказал он, «хорошо знают цену войне».
Вероятно, руководствуясь этим соображением, депутаты от правящей партии «Грузинская мечта» даже отказались присутствовать на внеочередном заседании парламента, хотя его распорядилась провести президент Зурабишвили. Как пояснил спикер парламента, реальной причиной проведения заседания является не забота о безопасности Грузии или солидарность с украинским народом, а использование вопроса Украины для внутриполитических целей.
Словом, санкциям против России — нет, «спекулятивному» заседанию парламента — нет; и такой же ответ на требование части политиков, имея в виду ситуацию на Украине и риски для Грузии, созвать заседание Совета безопасности. «Нет никакой необходимости в проведении заседания Совбеза, … устраивать пиар и какое-то шоу», — сказал Гарибашвили.
В общем, оппозиция и даже часть электората «Грузинской мечты» обвинили власти в «предательстве братской Украины и трусости», и, что стало уже традицией, в «проведении интересов Кремля». На отказ Грузии присоединиться к антироссийским санкциям отреагировали и на самой Украине. В частности, депутат Верховной рады Алексей Гончаренко (в изложении «Интерпрессньюс») задался вопросом: «Что, стокгольмский синдром подцепила?»
Законодателя также удивило заявление премьера, что он не может в знак солидарности посетить Киев, так как «над Украиной закрыто небо». «Ничего, Ираклий. Когда война кончится, и над нами будут летать пассажирские самолеты вместо военных — уже можешь никуда и не ехать. … Грузины, братья, как вам это? Разве вы забыли, как президент Украины прилетел в Тбилиси, когда на Тбилиси шли русские танки в 2008-м? Вы это вытерпите или объясните Гарибашвили популярно, что он должен сделать?» — вопрошает Гончаренко.
Надо сказать, что хоть практически все население Грузии возмущено действиями России на Украине, вопрос введения — не введения санкций для него все же стоит особняком. Тут мнения разделились: в соцсетях одни клянутся, что «не возьмут в рот московские конфеты» (насчет потребления зерна, нефтепродуктов и прочего, произведенного в РФ, умалчивается). Другие иронизируют: «Откажем России в экспорте аджики, и она помрет с голоду». Иные на призывы «закрыть Грузию для русо туристо» ответствуют: «А жить на что будете?» и т. д.
Чем руководствовались грузинские власти отказом присоединиться к санкциям? Разумеется, не поддержкой политики Москвы, от которой она сама сильно пострадала, лишившись, в частности, Абхазии и Южной Осетии, а соображениями прагматизма. Власть хорошо помнит затяжной и тяжелый период эмбарго России на импорт грузинской продукции как раз тогда, когда РФ лидировала во внешнеторговом обороте Сакартвело. И возвращения в ту ситуацию, то есть в обвал грузинской экономики, властям определенно не хочется. Ведь на введение «комариных», ничего не решающих для российской финансово-экономической системы санкций РФ ответит не только «зеркальными», но гораздо более тяжелыми — как с экономической, так и с политической точки зрения.
И тогда, говоря по-простому, кому Грузия будет сбывать большую часть производимого ею вина, других алкогольных напитков, минеральной воды, фруктов, овощей и т. д. И что будет с туризмом, просевшим во время пандемии и только начавшим восстанавливаться. И как изменится обстановка на административной границе Грузии с Абхазией и Южной Осетией?
Ну, каких ощутимых для России санкций можно ждать от Грузии? Да никаких. И она руководствуется сейчас тем, чтобы не насолить самой себе в условиях, когда с трудом наладила торгово-экономические отношения с могущественным соседом. Вот только одна иллюстрация к сказанному: по информации Национальной службы статистики, товарооборот между Грузией и Россией в январе 2022 года вырос на 64% по сравнению с аналогичным периодом 2021 года и составил 128,6 млн долларов. При этом экспорт из России в Грузию показал рост в 88%. А если говорить о результатах прошлого года, стороны наторговали более чем на 1,6 млрд в валюте США, что на 23,2% больше по сравнению с 2020 годом. При этом экспорт из России в Грузию увеличился на 38,3%, а в обратном направлении — на 15,8%.
Вопросов и проблем, в случае присоединения Тбилиси к санкциям, возникнет множество, и Сакартвело окажется в одних только минусах. Но рискнув продемонстрировать «независимость» своей политики, она определенно накликала на себя, как минимум, недовольство Запада, который хоть и поддерживает на словах стремление Грузии вступить в НАТО и Евросоюз, но до конца в «чистосердечие» ее власти не верит. Вероятно, потому, что от нее не исходит «должная» агрессия в отношении России.
Грузия, при наличии такого политического и гуманитарного гнета как утраченные и признанные Россией территории, зависимости от нее в плане экспорта — импорта, туристической активности, транспортного сообщения, помощи трудовых мигрантов своим семьям, а также с учетом военной мощи северного соседа, попала в тяжелое положение. Причем не только в контексте недовольства населения властью из-за «слабой» реакции на события в Украине, но и в плане ее имиджа в глазах Запада. Последний, будучи «верным другом» и «партнером» Грузии, конечно, понимает, что ее военно-политические и экономические возможности крайне малы, и рубить с плеча ей просто опасно. Но каким будет это «понимание» на деле, сказать сложно.
А пока власти Грузии, определенно не рассчитывающие на благодарность России и не пресмыкающиеся перед ней, как это пытается доказать оппозиция, делают для украинцев то, что может. В частности, правительство при поддержке частного сектора оказывает помощь тем гражданам Украины, которые находятся на территории Грузии с туристическими целями. В частности, безвозмездно обеспечивает их гостиничным обслуживанием — достаточно позвонить на «горячую линию».