Posted 2 марта 2022,, 14:22

Published 2 марта 2022,, 14:22

Modified 5 февраля, 07:07

Updated 5 февраля, 07:07

Макароны и айфоны: что скупают петербуржцы на фоне санкций и падения рубля

2 марта 2022, 14:22
Гречку люди с полок не сметают, однако рынки электроники и недвижимости уже начинает лихорадить.

Петербуржцы, несмотря на падение курса рубля, начавшееся на фоне спецоперации в Украине, пока не поддаются потребительской панике: ажиотаж в магазинах заметно не вырос, очереди небольшие, да и коммерсанты повышают цены весьма осторожно. Но депрессивные настроения уже витают в воздухе, а рынок электроники и недвижимости начинает лихорадить.

«Последняя „прекрасная“ новость, которая меня взбодрила при визите в магазин. Капуста стоит 89,90!» — возмутился руководитель общественного проекта «Потребнадзор» Александр Виноградов.

Проверить высказывания активиста пока не удалось. В ближайшем от дома корреспондента «Росбалта» сетевом магазине капуста продается за 60 рублей. Цепляют же взгляд другие позиции. Помидоры — за 160-180, свекла — за 41, традиционно дешевый картофель на развес — за 40 рублей. Ценники новые, окрашенные в желтый. Вряд ли скидка — скорее, для привлечения внимания.

«Бананы — 80 рублей! Безобразие, — поделилась эмоциями пожилая дама. — Хотя продукты и раньше были дорогие. Сахар — прежний. Курицу вчера покупала — все так же».

За гречкой, которую в кризисные времена скупают десятками пачек, очередь не стоит. Да и цены свыше 100 рублей не вызывают желания наполнить тележку крупой. Зато, по словам читателей «Росбалта», вырос спрос на итальянские макароны — переживают, что в будущем придется довольствоваться местными «суррогатами». Так что некоторые берут десяток пачек за раз.

«Даже и не знаю, будет ли все дорожать. Но ценники мы меняем каждый день», — рассказала кассир.

Одна из читательниц «Росбалта» пожаловалась, что «Детский мир» свел к минимуму скидки в магазине. Так что если макаронами петербуржцы еще успевают закупаться в общих торговых сетях, то запастись детским питанием и игрушками в специализированных магазинах стало труднее.

Следующая точка маршрута — центральная для Петербурга «Галерея». Будним вечером здесь собрались толпы людей, которые, впрочем, массово прогуливались по ТЦ и в более мирные времена. Магазины одежды полупустые, спрос выше разве что в люксовых бутиках и за косметикой.

Гораздо больше посетителей — в торговых точках, где продают бытовую технику и электронику. В здешнем «М.Видео» и ближайшей к торговому центру DNS, которая уже объявила о росте цен на 30%, клиенты присматриваются к смартфонам, ноутбукам и смарт-часам.

«Пытаемся найти „нормальный“ iPhone 13. В „Айпорте“ цена в два раза выросла. Боюсь, что дальше будет только увеличиваться», — меланхолично заявила девушка в компании с подругой.

Собеседница еще не знала, что фирменные магазины Apple официально закроются в городе 2 марта — во всяком случае, на время. Цены на остатки «яблочной» продукции в стране, по-видимому, будут расти рекордными темпами. А найти такие образцы уже почти невозможно. На сайте того же «М.Видео» красуются надписи «Скоро в продаже!». Кстати, бонусные баллы в торговой сети теперь списывать временно запрещено — можно только копить.

«На днях из одного магазина электроники мне пришло уведомление, где предложили купить наушники за 19 тысяч. Потом еще одно — уже за 21 тысячу. Затем еще плюс три тысячи. Больше предложений пока не поступало», — рассказал петербуржец.

Очереди замечены возле банкоматов. Лидер по столпотворению в «Галерее» — «Тинькофф Банк», который действует в стране без оффлайн-отделений. Змейка из желающих снять наличные растягивалась на пятнадцать-двадцать человек.

Много людей в аптеках, что подтвердили читатели «Росбалта». Чиновники поспешили заверить: дефицита лекарств нет, ажиотаж объясняется «техническим сбоем» на местах.

«Рост цен ждет нас всех, тут и к гадалке не ходи. Нужно готовиться. Про технику можно вообще забыть — в ближайшие два-три года пользоваться придется тем, что есть. А продукты — ясное дело. Мы и без конфликта с Украиной и поднятой ставки ЦБ видели, как разгонялась инфляция в последние полгода, — отметил Александр Виноградов. — Зато Минсельхоз заявляет, что в стране всего достаточно. А если так, то почему наши производители поднимают цены на продукты на 20-30%? Пора признать, что наша страна прокормить себя не может. И не сможет — в ближайшее время».

О предстоящих проблемах в торговле заявили крупнейшие компании. Поставщики тары и упаковки обещали поднять цены на 30%, а значит, поползновения затронут и торговые сети. Антимонопольщики, впрочем, уже предупредили крупнейших ритейлеров, чтобы те ограничили инфляцию на уровне 5% — но только по некоторым продуктам, таким как молочные, хлеб и сахар.

Проблемы намечаются и на рынке недвижимости. Так, цена на студию в 22 квадратных метра в новом ЖК рядом со Стрельной выросла с 4,5 до 5,2 млн рублей за полмесяца. Многие застройщики даже отказались от сотрудничества с риэлторами, потому что прямой спрос вырос в разы.

«Ажиотаж, конечно, безумный. Люди боятся, что новостройки не достроятся, поэтому вкладываются все же преимущественно во вторичку, берут даже самые „бабушкинские“ варианты либо с проблемными документами: от наследственных обременений до чужих долей», — рассказала агент по недвижимости Татьяна Иванова.

А городские власти пока ведут себя спокойно. Рабочая неделя началась со встречи вице-губернатора Бориса Пиотровского с предпринимателями. Обсуждали ковидные ограничения и отмену QR-кодов. Намечающиеся на фоне сложившейся ситуации тяготы граждан и бизнеса — вопрос, по-видимому, не требующий срочных мер.

Никита Строгов