Posted 12 марта 2022,, 08:32
Published 12 марта 2022,, 08:32
Modified 1 февраля, 17:37
Updated 1 февраля, 17:37
Женская часть семьи попросила купить кое-какие лекарства и «средства женской гигиены». В аптеке напротив метро «Новокузнецкая» впереди меня было 54 человека (отметил по номерам талончиков). Сметают все. Огромными пакетами выносят. «Средств женской гигиены» (тампонов и прокладок) нет. Женщины умнее мужчин, быстро сообразили, чем грозит время Z, и ринулись скупать самое необходимое. Зашел еще в несколько аптек, везде похожая картина с тампонами и прокладками.
Как уже писал не раз, сейчас уже совсем неважно, что происходит на Украине, как там все обернется. Все теперь определяет только экономика. Также писал про двоемыслие народа. Можно сколько угодно по приказу сверху строить трудовые коллективы буквой Z, но после построения люди в панике побегут делать товарные запасы.
Экономику не обманешь. Даже если все это и вернется на полки после приступа паники, люди понимают, что товары сильно подорожают. Потому подешевевшие рубли люди сейчас станут вкладывать в товарные запасы всего и вся.
В этом смысле ситуация похожа на последние годы Перестройки. Когда по бумагам товары были, а полки стояли пустые. Сметливые квазирыночники тогда быстро поняли, что товар надо придерживать, чтобы нагонять на него цены (или менять на что-то другое).
Сегодня у рыночников будет тот же мотив — придерживать товары и нагонять цены. Тем более что в отличие от 1987-1992 сегодня удобнее сети распространения: не через черный ход магазина или спецраспределитель, а через «Авито» и другие сети (вплоть до доставки на дом), через рынки и т. п.
Правительство все больше будет бегать по разным потребительским секторам и тушить этот пожар паники и квазирынков. Выхода два: или нормирование всего и вся (тогда вместо тампонов бабоньки вновь, как в СССР, будут использовать вату), или создание диких рынков на фоне гиперинфляции, как тридцать лет назад. Отдельная большая и интересная тема.
Если же отвлеченно смотреть со стороны, то все начинает напоминать гибрид некомпетентности и саботажа.
Павел Пряников, журналист