Posted 18 марта 2022, 09:45
Published 18 марта 2022, 09:45
Modified 1 февраля, 17:41
Updated 1 февраля, 17:41
Военная операция России в Украине и невиданный наплыв украинских беженцев в Европу резко и серьезно изменили актуальную повестку ЕС. Сейчас на первом плане — достижение и публичная демонстрация единства союза по всем вопросам, связанным с украинским кризисом. Это и вопрос о все новых пакетах санкций в отношении России, и выработка решений, минимизирующих ущерб от этих санкций для экономики Европы, и меры поддержки бизнеса и населения в ситуации непомерно высоких цен на энергоносители. А вот темы, долго вызывавшие в ЕС острые противоречия, сейчас ушли в тень.
Одна из таких тем — соблюдение демократических норм и верховенства права в странах-членах союза. Как известно, две страны ЕС — Польша и Венгрия — давно находятся в открытом конфликте с Брюсселем относительно трактовки правящими там национал-популистами принципов верховенства права, причем в течение последнего года этот конфликт нарастал. Еврокомиссия начала подготовительную работу по приведению в действие одобренного Евросоюзом в конце 2020 г. «механизма увязки» выделения средств из долгосрочного союзного бюджета с практическим обеспечением верховенства права. Этот механизм касается тех нарушений, которые могут напрямую вести к злоупотреблениям в использовании средств ЕС.
В отношении Польши претензии Брюсселя вызвали реформы, которые поставили судебную систему в зависимость от исполнительной власти. Касательно Венгрии озабоченность ЕК связана с тем, что значительная часть денег ЕС, используемых при госзакупках, идет компаниям, близким к правящей партии «Фидес». В середине февраля суд ЕС в Люксембурге полностью отверг иск Польши и Венгрии, которые год назад оспорили законность «механизма увязки». После этого ЕК стала готовить письма в адрес Варшавы и Будапешта с конкретными претензиями, с тем чтобы при отсутствии удовлетворительных ответов внести предложения по замораживанию выплат.
Но после 24 февраля эта работа была приостановлена. Как сказал изданию Politico брюссельский чиновник, «по понятным причинам все так заняты украинским кризисом, что просто невозможно предвидеть, когда мы начнем действовать». Правда, в Европарламенте, в судейских кругах и в правозащитной среде звучат голоса о том, что вопрос о механизме обеспечения верховенства права нельзя класть под сукно. Однако понятно, что сейчас руководители ЕС не считают возможным идти на обострение с Варшавой и Будапештом. В том числе и потому, что Польша приняла около 2 млн украинских беженцев, Венгрия — около 430 тысяч.
В такой ситуации, когда приоритетным становится достижение общеевропейской солидарности, решение о замораживании выплат этим странам из фондов ЕС было бы крайне негативно воспринято как поляками и венграми, так и жителями других стран.
Александр Ивахник, политолог — для ТГ-канала Bunin & Co