Posted 13 апреля 2022, 12:26

Published 13 апреля 2022, 12:26

Modified 5 февраля, 07:08

Updated 5 февраля, 07:08

«В ЦБ понимают, что курс доллара опущен довольно сильно»

13 апреля 2022, 12:26
Стоимость валюты в банках после начала ее свободной продажи будет в интервале между ценой от регулятора и черным рынком, прогнозирует эксперт Сергей Цыпляев.

Полномочный представитель Санкт-Петербургского университета технологий, управления и экономики, главный редактор журнала «Власть» Сергей Цыпляев уверен, что власти РФ не должны пойти на поводу у тех, кто призывает ввести государственное регулирование цен. Полностью беседу с экономистом можно послушать в подкасте «Росбалта» «Включите звук».

— Сегодня многих россиян волнует вопрос, как сберечь свои накопления. Власть разрешила с 18 апреля вновь покупать валюту, хотя изначально объявлялось, что это будет невозможно до сентября. За счет чего ЦБ удалось пойти на такой шаг?

— Понятно, что наша экономика, в значительной части, построена по принципу продажи сырья за границу, получения валюты и покупки на нее очень многих импортных товаров, которые есть на рынке. Каждый может оглянуться дома вокруг и посмотреть, что у него импортного. Закупается очень много оборудования и комплектующих. Даже если товары произведены в стране, то это не означает, что там нет какой-то импортной составляющей.

Стоимость валюты в России иногда определяется в свободном режиме, но по большому счету рубль у нас ограниченно конвертируемый. Мы не можем просто покупать заграничные товары на рубли. У нас есть биржа, довольно управляемая ЦБ, поскольку увеличивая объем эмиссии, он мог воздействовать и на курс доллара. Банк вбрасывает в экономику рубли — курс доллара идет вверх. ЦБ постоянно этим занимался, независимо от колебаний цены на нефть, поддерживая высокий курс доллара, для того чтобы наполнять бюджет и облегчать жизнь нашим экспортерам.

В момент начала военной операции на Украине, конечно, возникла паника. Колоссальное количество людей попыталось в этот момент перевести свои рублевые сбережения в долларовые. Мы видели, что на свободном рынке доллар полетел стремительно вверх. Следом, естественно, и евро. Это, конечно, вело к громадному удорожанию импорта, а значит и колоссальному росту цен.

ЦБ применил достаточно сильные шаги по регулированию для того, чтобы сдержать панику. Во-первых, резко была поднята ключевая ставка, после чего стали очень популярны вклады у населения. Предлагали по 20% с лишним годовых и примерно триллион рублей убрали с рынка. Эта денежная масса не выплеснулась ни на валютный рынок, ни на товарный. Давление на курс доллара было ослаблено.

Во-вторых, были увеличены объемы поступления валюты. Экспортеров обязали продавать 80% валютной выручки, запретили продажу валюты в обменниках, усложнили продажу безналичным способом, ввели 12-процентный налог на эту продажу. Естественно, курс пошел вниз.

— Можно ли прогнозировать, каким будет курс самых популярных валют после 18 апреля?

— Сегодня в ЦБ понимают, что курс доллара опущен довольно сильно. Дальше такое положение дел становится невыгодным — это удешевляет импорт. С точки зрения потребителя ситуация благоприятная, но это давит на наших производителей. Их товар становится менее конкурентоспособным. Ключевой момент: низкий курс доллара означает, что вы получаете меньший доход в рублях от продажи нефти и газа. Тем самым осложняется наполнение бюджета и соцобязательств. Нет рублевой массы для поддержки экономики.

ЦБ принимает решение стабилизировать курс на уровне 70-75 рублей за доллар, поскольку бюджет рассчитывался, по-моему, из расчета 72,5 рубля за доллар. Для этого вновь увеличивают количество покупателей валюты. Ее покупка в обменниках будет, конечно, гораздо меньшей, поскольку спрос уже упал. На черном рынке, который существует, доллар стоит примерно 80-90 рублей, евро — 100-110. В интервале между курсом ЦБ и черным рынком и окажется стоимость валюты в банках.

— Вы подчеркнули, что ЦБ очень жестко контролирует курс валюты в нашей стране. Как прокомментируете призывы ввести контроль над ценами на основные продукты и товары первой необходимости?

— Контроль над ценами бывает хорош на очень короткий интервал, для того чтобы сбивать какую-то панику, хотя и это не всегда срабатывает. Такое решение в условиях нестабильной экономики, испытывающей внешнее давление, кажется очень популярным и правильным. Смотрите, растут цены! Давайте включим контроль. Ясно, что следствием мгновенно становятся перекупщики и спекулянты, разрушается рынок. Я считаю, что попытки сейчас организовать контроль над ценами — это полная дестабилизация рынка, который и так находится в очень тяжелом положении.

Никакая власть не в состоянии оперативно регулировать и удерживать цены на нужном уровне спроса и предложения. Если цены растут, а вы хотите помочь малоимущим, то давайте им деньги. Это самый оптимальный вариант, потому что экономика является лучшим регулятором.

Если вы видите, что у кого-то возникают трудности с проживанием, дайте ему финансовую помощь. Поддержите малоимущих, а не всех. Если вы удерживаете низкие цены на товары, то вы помогаете всем: от пенсионера до олигарха. Это нецелевая помощь, которая разрушает рынок.

Идея контроля над ценами довольно популярна. Многим кажется, что если государство начнет устанавливать «справедливые цены», то нам станет гораздо проще жить. В реальности это может привести к разрушению того слабого рыночного экономического механизма, который у нас сейчас работает. Начнут рваться цепочки, возникать дефицит, спекуляции, все, что с этим связано. Решение простое и популярное, но разрушительное.

Беседовал Петр Годлевский