Электроника по параллельному импорту уже в магазинах: чем рискуют покупатели

29 июня 2022, 16:07
Безопасно ли покупать устройства ввезенные без согласия производителя, и кто возьмет на себя гарантийные обязательства, объясняют эксперты.

В России окончательно легализовали параллельный импорт: во вторник, 28 июня, президент подписал закон, освобождающий компании от уголовной и административной ответственности за него на 2022 год. «Росбалт» выяснил, что это меняет для российских потребителей.

Кто из продавцов работает с параллельным импортом

Первым из крупных ритейлеров о начале продаж товаров, ввезенных по каналам параллельного импорта, объявил «Связной». Как пишет «Коммерсант», речь идет о смартфонах и часах Samsung, последней линейке iPhone и игровых приставках PlayStation, Xbox и Nintendo. «Компания расширила ассортимент более чем на 100 товарных позиций за счет планшетов, ноутбуков, умных часов, игровых консолей и других товаров, ввезенных через каналы параллельного импорта», — отмечает издание со ссылкой на представителя сети. В пресс-службе М.Видео-Эльдорадо «Росбалту» заявили на этот счет, что «для управления ассортиментом и его развития рассматривают доступные возможности в рамках российского законодательства».

Разрешили продавать товары, введенные в Россию без согласия правообладателя, и на маркетплейсах — OZON, Wildberries, «Яндекс.Маркет», пишет BFM. Кроме того, компании планируют развивать и собственные поставки параллельного импорта, сообщает «Коммерсант».

Не исключено, что новыми возможностями, которые дает действующее законодательство, воспользуются и мелкие продавцы, но громких заявлений они не делают.

«Правительство изменило принцип исчерпания прав, легализовав тем самым параллельный импорт, как мы понимаем, чтобы избежать дефицита определенных товаров. Какие-то отдельные компании какие-то отдельные товары уже привозят по каналам параллельного импорта. Но мы только в самом начале пути и делать какие-то выводы, обобщать, говорить о статистике и объемах поставок сейчас невозможно», — заявил «Росбалту» директор по связям с общественностью Ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники (РАТЭК) Антон Гуськов.

По словам собеседника агентства, в нормальных экономических условиях РАТЭК всегда выступала против параллельного импорта. «Мы считали, что нужно, прежде всего, защищать рынок и те компании, которые у нас работают. Но поскольку сейчас мы оказались в нетипичных условиях, правительство приняло такое решение, причем, распространяется оно не на весь перечень импортных товаров, а только на определенные категории. То есть: параллельный импорт коснется не всего на свете, а определенных брендов и продуктов, которые есть в перечне Минпромторга», — подчеркнул Гуськов. При этом, по мнению эксперта, этот перечень должен быть гибким и меняться в зависимости от ситуации, о чем, собственно, и говорят в правительстве.

В то же время Гуськов отметил, что сейчас важно поддерживать компании, которые продолжают импорт своих товаров в Россию и насыщают ими рынок. «Если компания не уходит из России, важно ее защищать и обеспечивать нормальные условия работы», — пояснил он. Так, например, Samsung хоть и приостановила поставки гаджетов в Россию, но слухе об уходе компании из страны не подтвердились.

С какими проблемами столкнулся ритейл

Через какие страны в Россию идет параллельный импорт, однозначно сказать сложно, поскольку у каждой компании есть свои договоренности. «Что является отличительной чертой параллельного импорта по сравнению с прямым импортом: это очень турбулентный процесс, очень неровный. Пути, каналы, объемы поставок и условия могут постоянно меняться. Вывести какой-то общий знаменатель очень тяжело. Здесь действительно может возникать много разных сложностей. С другой стороны, это процесс гибкий. Участники рынка вынуждены будут подстраиваться под имеющиеся условия», — отметил Гуськов.

Но из-за опасений третьих стран, что против них введут вторичные санкции, с закупкой товаров большими партиями возникают проблемы. «Для ритейла сейчас, конечно, очень непростое время: тот прямой путь от производителя, который был ранее — авиасообщением или через сервисы экспресс-доставки — сейчас невозможен. Задействовано, как правило, несколько стран, цепочка значительно удлинилась, и действительно есть проблемы с закупкой больших партий. Однако пока отрасль справляется с задачей — мы видим результат на полках магазинов и на интернет-площадках», — отметил президент Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), в которую входят Wildberries, Ozon, МВидео, Эльдорадо, Ситилинк, Связной, Артем Соколов.

Насколько подорожают импортные девайсы

По словам Соколова, назвать точный процент увеличения стоимости электроники, ввезенной в рамках параллельного импорта, довольно сложно, поскольку на цену влияют сразу нескольких факторов. «Основной из них — логистика. Удлинение цепочек доставки вызвало ее кратное удорожание, из-за сложности расчетов стало больше комиссий за денежные переводы — и это также сказывается на цене для потребителя. Кроме того, если раньше вопросы послепродажного обслуживания электроники находились полностью в компетенции производителя или официального дистрибьютера, то сейчас это станет обязанностью ритейлера или импортера. Очевидно, что сервисная составляющая также может повлиять на стоимость. Не забываем при этом, что на продавце полностью лежат маркетинговые инвестиции, а кроме того, продолжается влияние пандемии — глобальный дефицит комплектующих», — отметил собеседник «Росбалта».

Компания «Связной» на прошлой неделе открыто объявила о том, что привезла по каналам параллельного импорта смартфоны разных брендов, и что цены на такие гаджеты будут выше на 10-20% по сравнению с тем, сколько такие устройства стоили раньше, отметил Гуськов. «Это показывает, что цена может существенно отличаться от той, которую покупатели видели прежде: 20% — это очень существенно для гаджетов», — подчеркнул эксперт.

По его словам, нельзя исключать, что какие-то партии окажутся дешевле, что может быть связано, например, с распродажами. «Из-за того, что процесс этот очень нестабильный, колебаться цены могут быть как вверх, так и вниз. Одно и то же устройство при разных условиях закупки может быть как дороже, так и дешевле. Все зависит от того, с кем, где и как вы договорились о поставках, какие условия логистики», — считает собеседник агентства.

Однако сейчас из публичных заявлений российских компаний мы видим, что параллельный импорт дороже прямого. Гуськов подтвердил, что цены в разных магазинах могут отличаться, причем разница может быть достаточно большой. «Поскольку это очень неровный процесс, разброс цен может быть и в разных магазинах, и даже в одном и том же — от партии к партии», — отметил он.

Но есть и положительные факторы: укрепление курса рубля и конкурентоспособность товара, считает Соколов. «Говоря проще, ни один ритейлер не будет выставлять флагманскую модель смартфона за 200 тысяч рублей, если ее средняя цена на рынке 120 тысяч — этот товар просто не купят. То есть любой импортер, принимая решение о покупке и поставке электроники, будет ориентироваться на ее среднерыночную стоимость и учитывать конкуренцию в ценообразовании», — полагает эксперт.

Кто теперь будет отвечать за гарантийное обслуживание

Как заявил в эфире «Дума ТВ» депутат Алексей Канаев, в отличие от контрафактных товаров, произведенных на нелегальных фабриках без согласия правообладателя, параллельный импорт — это легально произведенные и легально ввезенные товары, которые соответствуют стандартам качества. По этой причине действие закона «О защите прав потребителей» будет распространяться и на параллельный импорт. «Обмен товара, гарантийный ремонт — это все должен обеспечить тот, кто товар данный продает. И конечно же, бизнес должен учитывать в построении своих бизнес-процессов, схем, систем этот фактор», — отметил парламентарий.

По закону «О защите прав потребителей» покупатель имеет право обратиться при наличии недостатков в товаре к продавцу, импортеру или изготовителю, отметил представитель РАТЭК Антон Гуськов. «Большая часть электроники — это все-таки зарубежные поставки. Что касается телефонов, планшетов, ноутбуков, это практически 100% импорт. Соответственно, изготовитель находится за рубежом, к поставкам товаров, ввезенных по каналам параллельного импорта, не имеет отношения. Потребитель может обратиться и к нему, этого права у него никто не отнимает. Но это будет сложнее и дольше. Найти импортера бывает тоже непросто. Поэтому, скорее всего, я полагаю, потребители будут обращаться к тому, у кого они купили товар — к продавцу», — отметил собеседник агентства.

Получается, теперь все издержки на ремонт, возврат или замену устройства продавцы и импортеры будут обязаны взять на себя. «Они и до недавних пор были обязаны, просто раньше в России находился представитель производителя, который так или иначе принимал на себя эти затраты. Сейчас они будут аккумулироваться импортерами и продавцами, что может оказывать влияние на рыночную стоимость товаров», — отметил Гуськов.

Как сообщили «Росбалту» в пресс-службе М.Видео-Эльдорадо, все представленные на площадках сетей товары имеют действующие сертификаты соответствия и гарантийную поддержку. «Мы как продавец отвечаем перед потребителями за качество продаваемой нами техники, даже в тех случаях, когда такие обязательства не берет на себя производитель. М.Видео и Эльдорадо выполняют требования закона „О защите прав потребителей“ с рядом дополнительно взятых на себя обязательств, таких как экспертиза за 72 часа и прием техники надлежащего качества на возврат в течение 30 дней с момента покупки», — отметили в компании. Президент АКИТ Артем Соколов также подтвердил «Росбалту», что для покупателей с точки зрения объема прав и гарантий ничего не меняется.

Заметят ли покупатели, что гарантийное обслуживание проводят теперь не производители, а продавцы или импортеры, пока сказать сложно, отметил Гуськов. «Насколько мне известно, члены нашей Ассоциации выполняют все обязательства, которые должны нести по закону: возврат, обмен, ремонт», — подчеркнул он.

Какие существуют юридические тонкости, связанные с гарантией

По сути гарантия — это добровольно взятые на себя обязательства, рассказал «Росбалту» партнер коллегии адвокатов Pen & Paper Станислав Данилов. «Производитель, как правило, предоставляет гарантию. Мы к этому привыкли. Но с точки зрения закона она не является обязательной. Продавая любой товар, я могу не давать на него гарантию. Это не обязанность, а скорее часть маркетинга», — отметил Данилов.

Если гарантии нет, закон говорит о том, что товар должен функционировать в течение обычного срока службы для данной категории товаров, пояснил эксперт. «Грубо говоря, если ваш телефон сломался через пять дней, судья, руководствуясь здравым смыслом, соглашается, что телефоны не должны ломаться так быстро. Если же вы приходите через полтора года с такой же поломкой, решение, вероятно, будет другим», — отметило он. Гарантия, по словам эксперта, часто превышает этот средний срок службы. «Но это некое добровольное обязательство со стороны производителя. Это стандарты рынка, но стандарты не есть норма закона», — подчеркнул он.

Если гарантия есть, то, по норме закона, отвечать за нее придется продавцу. «Раньше это было устроено примерно так: вы приходите к продавцу, сдаете некачественный товар, а дальше продавец может разбираться с проблемой сам, и потом выставить счет импортеру или производителю, а может сразу отдать в сертифицированный центр или даже отослать производителю. Теперь производитель в такой ситуации может сказать: на каком основании у вас в принципе оказался девайс, предназначенный для продажи в другой стране», — отметил Данилов.

Если в юридических документах, которые сопровождают телефон, все еще есть гарантийное обязательство, то в непростую ситуацию попадает продавец, который обязан выполнить то, что гарантировано, но не имеет для этого тех же ресурсов, что и раньше, считает эксперт. Речь, по его словам, идет о качестве ремонта, о комплектующих. «Для среднестатистического потребителя, если гаджет работает — то и нормально. Но с юридической точки зрения, если в ходе ремонта вы ставите в устройство неоригинальную деталь, то гарантийное обязательство считается не выполненным, поскольку оно предполагает восстановление товара до его исходных потребительских свойств. В законном смысле гарантийное обслуживание возможно только с оригинальными комплектующими, а с ними тоже могут возникнуть проблемы. А в бытовом смысле — да, будут неавторизованные сервисы, и подавляющее большинство потребителей будут удовлетворены результатом», — выразил мнение собеседник агентства. По его словам, единственный способ, которым продавец может выполнить взятое обязательство без починки и замены, — вернуть покупателю деньги.

Ждать ли проблем с гаджетами, ввезенными без разрешения правообладателя

В середине июня стало известно, что часть смартфонов Samsung, ввезенных в Россию в рамках параллельного импорта, невозможно включить в России. Как пишут «Известия» со ссылкой на Mobile Research Group, проблема касается примерно 20% ввозимых в РФ смартфонов Samsung. Речь идет об устройствах, не предназначенных для стран ЕАЭС, и ввезенных в Россию из стран Ближнего Востока, Южной и Юго-Восточной Азии, Китая.

«Производитель требует, чтобы аппарат активировали только в странах, для продажи в которых он предназначен», — отмечает издание. Если устройство не предназначено для продажи в странах ЕАЭС, его нельзя включить, вставив в него российскую сим-карту.

«Правообладатель может сделать так, чтобы товар работал только на том рынке, для которого предназначался. Если он окажется в другом регионе, он может не работать, а может и работать. Количество таких устройств не очень большое», — отметил представитель РАТЭК Антон Гуськов. Трудности с активацией устройств могут затрагивать не только смартфоны. Ранее Samsung уже ограничивал работу телевизоров, не предназначенных для российского рынка.

По мнению президента АКИТ Артема Соколова, эта проблема касается непрофессиональных компаний, тех, кто раньше не занимался электроникой, но начал ее ввозить после легализации параллельного импорта. «Они закупили аппараты, предназначенные для других стран и для операторов этих стран. Разблокировать такие смартфоны, например, можно либо через перепрошивку, либо на какое-то время вставив sim-карту той зоны, для которой он был произведен и запросив у производителя код региональной разблокировки», — отметил собеседник «Росбалта».

Как пояснил Гуськов, в случае с прямыми поставками от производителя именно он готовит товар ко всем требованиям, которые существуют в стране: техническим, законодательным, и отвечает за то, что товар на этом конкретном рынке точно будет работать. «В остальных случаях ответственность всегда на том, кто этот товар в страну привез. Если частное лицо купит гаджет за границей и привезет его в Россию, все риски ложатся на него. В случае с параллельным импортом ответственность ложится на импортеров и продавцов», — отметил эксперт.

По его словам, потребители никаких рисков не несут, и, если что-то работать не будет, имеют право обратиться к продавцу или импортеру для решения проблемы.

«Проблем для потребителя быть не должно. Есть импортер и продавец, которые должны решать эти вопросы. Как они будут это делать — это их бизнес-модели, бизнес-риски. Если они что-то покупают за границей, а потом здесь продают, то должны сделать так, чтобы потребитель не почувствовал никакой разницы», — подчеркнул Гуськов.

Как заверил президент АКИТ, ни один покупатель, который приобретал смартфоны у ритейлеров, входящих в Ассоциацию, включая компании, которые специализируются на электронике, и маркетплейсы, с такой проблемой не сталкивался. «Вся ввезенная ими электроника предназначена для использования в странах ЕАЭС, то есть бесперебойно работает и в России», — подчеркнул Соколов.

С какими еще трудностями могут столкнуться российские потребители в условиях параллельного импорта

По мнению партнера коллегии адвокатов Pen & Paper Станислава Данилова, речь может идти о невозможности обновлений и проблемах с программным обеспечением. «Вся техника работает на том или ином ПО, и, в зависимости от сложности или утонченности девайса, это может приводить к серьезным последствиям вплоть до блокировки. Если проблему с гарантийным ремонтом, который предполагает физическую починку, можно решить благодаря альтернативным деталям от наших китайских партнеров, то с софтом, если он полетел, проблема может оказаться непреодолимой, если не считать совсем уж незаконных вещей, когда вы отдаете телефон в какую-то серую мастерскую, где вам его взламывают и перепрошивают. С точки зрения закона- это неправомерный доступ в программу ЭВМ. Правообладатели IOS и Android не давали никаким сервисам права влезать туда и изменять программный код. Такую стратегию я точно не могу рекомендовать», — отметил Данилов.

По его мнению, если проблемы с софтом возникнут, нас может ждать абсолютно черный рынок программного обеспечения с определенными последствиями. «Преследовать за это могут скорее сервисы, а не потребителей. Но нельзя исключить и какую-то показательную порку отдельных граждан. Сейчас такие вещи вроде как не порицаются, но у нас как: было можно до тех пор, пока стало нельзя».

Где теперь покупать электронику

В условиях параллельного импорта надежнее покупать у крупных ритейлеров, чем у мелких продавцов, полагает партнер коллегии адвокатов Pen & Paper Станислав Данилов. «Причина проста: если у вас возникнет проблема, у крупного игрока будут ресурсы, чтобы эту проблему решить. Если вы купили у ИП возле метро, а девайс у вас быстро сломался, то даже если вы пойдете в суд и взыщите с него деньги, дальше все равно рассчитывать придется на удачу — будут ли у ИП деньги, найдете ли вы источник средств», — отметил Данилов.

С крупными игроками, по мнению эксперта, таких проблем быть не должно, потому что для них это еще и имиджевая история. «Мне хочется верить, что с крупными ритейлерами для потребителей ничего не поменяется. Они так же смогут прийти в сервис, сдать гаджет и через какое-то время получить его исправным. Если не получилось починить, смогут написать претензию и получить возврат денег. А если деньги не перечислят, их можно взыскать через суд. С мелкими продавцами сделать это будет сложнее», — полагает собеседник агентства.

На что обращать внимание при покупке «параллельной» электроники

В каком случае, если гаджет отказался работать в России, например, из-за region lock, покупатель получит поддержку от продавца или импортера, а в каком пойдет решать проблему сам, зависит от описания товара, заявил партнер коллегии адвокатов Pen & Paper Станислав Данилов.

«Если у товара нет описания, мы руководствуемся здравым смыслом: раз это телефон, значит, он должен звонить. Но есть юридические тонкости. Например, если к девайсу на сайте или в магазине приложена какая-то бумажка, в которой четко, недвусмысленно говорится о том, что устройство предназначено для другого региона и, например, с российскими сим-картами не работает, тогда проблема ляжет на плечи потребителя, потому что продавец снял с себя ответственность. Да, в таком случае можно выдвинуть иск, говоря о том, зачем в таком случае нужен такой товар и в чем его полезные свойства, но половина судов откажется рассматривать подобные вопросы, если покупатель был четко предупрежден о потребительских свойствах этого товара. Да, все понимают, как должны работать телефоны, но с точки зрения буквы закона таким образом продавец может избежать ответственности», — полагает эксперт.

Иными словами, если где-то в сопроводительных документах есть оговорки, связанные с региональной привязкой, не стоит верить на слово продавцу, который говорит, что это простая формальность. В противном случае все риски лягут на плечи самих покупателей.

«Можно провести аналогию с торговлей на блошином рынке, где задача продавца — вас умаслить. Он может рассказать вам, что ваза, в принципе, целая, не потертая. Но раз это блошиный рынок, вы понимаете, что она не новая и где-то может быть несколько царапин. В таком случае ответственность на вас. Так вот в ситуации, когда в документе прописаны ограниченные свойства товара, вы попадаете на виртуальный блошиный рынок. То есть, юридически продавец предупредил, что товар не на 100% эффективен. А что он там говорил вам устно, к сожалению, не пришьешь к протоколу. Разве что это контрольная закупка со стороны контролирующих органов», — отметил Данилов.

Есть ли у правообладателей законные рычаги, чтобы повлиять на параллельный импорт

По словам Данилова, в нынешних реалиях, с точки зрения права, ответ — нет. «Правообладатели ничего сделать не могут. Какую бы меру они не пытались применить, она предполагает территориальную привязку. Они могут обратиться в суд РФ за защитой своих прав, но поскольку параллельный импорт у нас легализован, шансов выиграть дело у них нет. Также они могут обратиться в суд в другой юрисдикции, но даже если там им удастся отстоять свои права, в России это решение не будет признано и приведено в исполнение ровно по той же причине — потому что оно противоречит российскому законодательству», — отметил он.

Анна Семенец

#Экономика и бизнес #Главное #Всегда актуально #Бизнес #Станислав Данилов #Москва #Россия #Артем Соколов #Россия под санкциями
Подпишитесь