Posted 30 июля 2022, 14:50

Published 30 июля 2022, 14:50

Modified 1 февраля, 18:58

Updated 1 февраля, 18:58

Яков Миркин. Что нас ждет, если не будем идиотами

30 июля 2022, 14:50

Есть масса любителей похоронить то или иное общество, потому что его модель коллективного поведения ни к чему не способна. Она — плоха, она — инертна, она — жестока, она — обрекает общество на бедность или даже на вымирание.

Есть еще наша коллективная привычка сразу же говорить «нет». Этого не случится, это не произойдет, этого не может быть. Мы всегда находим тысячи причин, почему ничего и никогда не будет, потому что этого не может произойти.

Мы готовы любой проект считать идеализмом. «Не при нашей жизни». «Жаль только жить в эту пору прекрасную уж не придется ни мне, ни тебе». «Вы — идеалист, батюшка».

Все это — не так. Модели коллективного поведения меняются. Самые неудачные общественные или экономические макропроекты становятся удачными. У этого есть огромный международный опыт. В послевоенной Европе — Германия, Италия, Испания, Португалия, Греция. В Азии — Япония, Южная Корея, Китай с Гонконгом, Тайвань, Сингапур, Малайзия, за ними вдогонку — Индонезия и Вьетнам. Огромны изменения в Индии. На Ближнем Востоке — Дубай.

Разве азиатские общества стали англо-саксонскими? Или превратились в континентальную модель Европы? Нет, конечно.

Но став более открытыми, более свободными, более индивидуалистическими, более «горизонтальными», получив прививку от западных обществ, они, сохраняя свою самобытность, смогли решать свою главную задачу — жить как можно дольше и лучше семьям и людям, быть быстрее, быть технологичными, быть богаче и жизнеспособнее как народы. Они смогли найти «золотую середину» между свободой и принуждением, которого всегда было слишком много.

Именно это ждет и Россию, и все постсоветские страны. Или может ждать? Обязательно ждет, если не будем идиотами.
Россия 1.0 — имперская.
Россия 2.0 — советская.
Россия 3.0 — «латиноамериканская», сырьевая.
Россия 4.0 — иранская модель.
Россия 5.0 — социальная рыночная экономика, «континентальная модель».

И попробуйте сказать, что это невозможно. Грех отрицания, грех того, чтобы всегда сказать «нет», — тяжелый грех. И еще — максимум осторожности в любых изменениях в обществе. Искусство шахмат — полководческое искусство, которое способно беречь людей в самых тяжелых ситуациях.

Яков Миркин, экономист