Алексей Макаркин. Россияне не хотят признавать себя бедными

30 августа 2022, 20:02

Один из атрибутов среднего класса — возможность делать сбережения. Как обстоят дела в современной России, показывает недавний опрос ВЦИОМ. 73% работающих россиян не откладывают деньги на пенсию. С разной периодичностью делают сбережения 16%, из них только 6% — регулярно. Предсказуемо чаще откладывают деньги жители Москвы и Санкт-Петербурга (26%) и городов-миллионников (21%). В этих городах уровень жизни выше, на улицах значительно больше иномарок и жители чаще могут позволить себе отдохнуть в Турции — то есть больше признаков наличия среднего класса.

При этом опрос ВЦИОМ шестилетней давности (октябрь 2016 года) показал, что 59% россиян определяли свое положение в обществе как среднее. Но «среднее положение», разумеется, не тождественно среднему классу — это, скорее, распространенное в России ощущение, что человек живет «как все», «не хуже других», мало отличаясь от соседей и сослуживцев по потребительским стандартам.

Опрос фонда «Общественное мнение» 2014 года показал, что к среднему классу (именно в такой формулировке) относят себя 41% россиян. Но основными критериями принадлежности к среднему классу они считали материальное благополучие в широком диапазоне (от «есть свободные денежные средства» до «зажиточные люди, ни в чем не нуждаются») или все тот же самый «средний уровень жизни». Причем в числе цитат, иллюстрирующих мнение об этом «среднем уровне», была и такая: «Прожиточный минимум есть — не жируем и не бедствуем».

В России средний класс во многом стал понятием психологическим. Человек с высшим образованием, занимающийся интеллектуальным трудом (врач, учитель), в состоянии сильного эмоционального напряжения может признать себя бедным. В остальных случаях он часто относит себя к среднему классу, живущему «как все» — пусть и не обладая атрибутами среднего класса, включающими финансовую устойчивость, потребительские стандарты и сберегательное поведение.

Алексей Макаркин, политолог — для Telegram-канала Bunin&Co

#Общество #Всегда актуально #Реакция
Подпишитесь