Posted 18 сентября 2022,, 12:41

Published 18 сентября 2022,, 12:41

Modified 1 февраля, 19:20

Updated 1 февраля, 19:20

Зубаревич: Мы сейчас наблюдаем фантастический эксперимент

18 сентября 2022, 12:41

После начала действия санкций доходы российского населения снижались, а ассортимент в магазинах сокращался. Однако обвала российской экономики не случилось, констатировала в интервью изданию «Правмир» экономист, профессор географического факультета МГУ Наталья Зубаревич.

«В марте всем казалось, что спад будет быстрый, сильный, резкий, не обвал, но более чем заметный. По факту это сменилось ощущением, что мы попали в долгую резину, которая тянется, тянется, тянется. Понятно, что бесконечно резина не может растягиваться. Но все оказалось не так, как ожидалось, — говорит эксперт. — Этот кризис, наверное, сложно было прогнозировать по той простой причине, что он — „невидана зверушка“. Такого не было никогда».

«Мы с вами сейчас наблюдаем фантастический эксперимент, которого у советской России не было. Потому что в 90-е кризис был обвальным — появились товары, рубль грохнулся, все резко обеднели, но можно было покупать. Дефицит закончился за несколько месяцев», — напомнила профессор.

Сейчас, по ее мнению, специалисты недооценили инерцию российской экономики, в том числе запасливость российского бизнеса. «Запасы комплектующих, за исключением автопрома, оказались существенно больше, позволяя работать», — отметила Наталья Зубаревич.

Также, считает экономист, оказался недооценен профессионализм финансовых властей, которые купировали банковскую панику практически мгновенно. «Но дальше не они, а уже жизнь привела к тому, что рубль, изрядно подешевевший, начал быстро толстеть, потому что уже не был конвертируемым. Вывести из России валюту было практически нельзя, и рубль стал балансироваться тем, чем никто не ожидал — соотношением экспорта и импорта», — пояснила Зубаревич.

«Третье — завершалась инфляция, она практически остановилась, половину лета мы прожили с дефляцией, пусть слабым, но удешевлением. Это тоже не ожидалось, потому что в развитом мире инфляция продолжается. Одна из причин — это снижение платежеспособного спроса населения. Люди меньше потребляют, соответственно, выше цену поднять вы уже не можете», — говорит Зубаревич.

В то же время, как считает экономист, сработал профессионализм российского бизнеса и меры правительства по параллельному импорту. «Они развязали руки. Не все получится, но обвальный шоковый спад не допустили», — отметила собеседница издания.

Она также обратила внимание на расширение круга получателей помощи для семей с детьми от 7 до 16 лет. «Части семей с детьми помогли регулярные ежемесячные выплаты. Поэтому спад реальных доходов населения был скромным», — объясняет Зубаревич.

«Этот глагол я уже устала повторять, но он очень хороший — прилаживаться будем! Вот этим мы и занимаемся, наше население», — резюмировала профессор.