Posted 13 октября 2022,, 10:20

Published 13 октября 2022,, 10:20

Modified 1 февраля, 19:29

Updated 1 февраля, 19:29

Андрей Никулин. Никто не замерзнет и к России на коленях не приползет

13 октября 2022, 10:20

В нашу беспокойную эпоху неплохо бы помнить, что говорилось год назад. Когда примерно в это время, в середине октября, после резкого роста европейских цен на газ, вызванного фактическим ограничением российских поставок энергоносителей, самые отъявленные, патентованные, завербованные пропагандой экономисты начали рыдать и заламывать руки, рассказывая, как из-за дефицита газа к середине зимы вначале замерзнет Украина, а потом и Европа. И они приползут к нам на коленях — в рассказах пропаганды всегда к нам кто-то приползает на коленях. И выполнят все наши пожелания и требования.

Эта масштабная кампания неожиданно закончилась как раз к середине зимы, когда стало ясно, что никто не собирается замерзать и куда-то ползти. Поскольку европейцам удалось, сократив на 5% потребление газа и используя эластичность своей экономики, адаптироваться к изменениям.

Так будет и в этот раз. Да, сократится иллюминация, на пару градусов упадет температура в трубах, возможно, будут ограничены и остановлены самые энергоемкие производства — но никаких замерзших городов, о которых сладостно у нас мечтают, вы не увидите.

Наоборот — меняется энергобаланс, расконсервируются угольные станции, после летней засухи снова растет генерация на гидростанциях и ветряках, внедряются методы экономии энергии, за зиму будет построено несколько терминалов по приемке сжиженного газа, пара новых терминалов по отправке газа заработают в Норвегии и Штатах. Заключаются новые контракты с Катаром, Алжиром и Азербайджаном, в крайнем случае будет расконсервировано гигантское голландское месторождение Гронинген, закрытое по экологическим причинам.

Европа пройдет зиму — непросто, но пройдет. А к весне, пережив ее и перенастроив энергобаланс и экономику, поймет, что может жить так и дальше. Вообще без зависимости от газа с востока, который стал фактором давления и фактического шантажа. И Европа проживет.

А вот что будем делать мы — с учетом того, что европейцы потребляют четверть российского газа и дают три четверти доходов «Газпрома»? Что будем делать мы — с огромными излишками топлива и с потерянными доходами бюджета? Надувать этим газом говорливых экспертов и отправлять их в стратосферу?

В итоге цены на энергоносители внутри страны будут расти, чтобы компенсировать потери от ухода европейцев. И за все заплатят сами россияне — недополученными доходами и выросшими ценами на газ и электроэнергию. Кстати, уже начинают платить — этой зимой предстоит внеплановое повышение тарифов на ЖКХ.

Вывод здесь простой: не рой другому яму — и тем более не предвкушай сладострастно, как этот другой в твою яму упадет.

Андрей Никулин, преподаватель философии