Posted 24 октября 2022,, 09:10

Published 24 октября 2022,, 09:10

Modified 1 февраля, 19:32

Updated 1 февраля, 19:32

Александр Габуев. Устойчивость второй державы мира вызывает беспокойство

24 октября 2022, 09:10

Новый состав политбюро и его постоянного комитета (ПКПБ), предъявленный миру, как и вообще итоги ХХ съезда партии, говорят о глубоких изменениях в конструкции китайской власти. Если честно, у меня они вызывают беспокойство относительно долгосрочной устойчивости второй державы мира и крупнейшего соседа России.

Сейчас известны состав политбюро и иерархический список ПКПБ, а также ряд назначений в структуре КПК. Партийные должности эти люди разделят в ближайшие дни, а государственные — только в марте по итогам сессии всекитайского собрания народных представителей (ВСНП), высшего законодательного органа Китая.

В целом расклад такой:
Си Цзиньпин (1953 г. р.) — по-прежнему генсек КПК, глава центрального военного совета партии, председатель КНР;
Ли Цян (1959 г. р.) — сейчас глава горкома Шанхая, в марте станет премьером госсовета КНР;
Чжао Лэцзи (1957 г. р.) — глава центральной комиссии по проверке дисциплины (ЦКПД), в марте станет главой ВСНП;
Ван Хунин (1955 г. р.) — сейчас первый в секретариате ЦК, в марте станет главой народного политического консультативного совета Китая;
Цай Ци (1955 г. р.) — глава парткома Пекина, стал первым номером в секретариате ЦК;
Дин Сюэсян (1962 г. р.) — глава канцелярии ЦК, новая должность пока непонятна: может стать либо первым вице-премьером госсовета, либо, возможно, главой политико-правовой комиссии ЦК (курирует гражданских силовиков, суды и прокуратуру);
Ли Си (1956 г. р.) — сейчас глава парткома 126-миллионной провинции Гуандун, избран главой ЦКПД, главной внутрипартийной спецслужбы.

О чем говорит этот расклад? Прежде всего — о сломе устоявшихся неформальных практик, которые позволяли Китаю быть успешной авторитарной системой, сочетающей единство стратегического курса и ритмичную сменяемость власти с элементами меритократии.

1. Си сформировал политбюро и ПКПБ полностью под себя, в основном из людей, с которыми работал в провинциях Фуцзянь и Чжэцзян, либо из давних знакомых вроде генерала Чжана Юся (их отцы воевали вместе в гражданскую). Никаких «кланов» прежних лидеров, которые они формировали из своих протеже («шанхайцы» Цзян Цзэминя или «комсомольцы» Ху Цзиньтао). Теперь это полностью Си-центричная система.

Расклад говорит о силе Си, который смог везде посадить своих людей, а людей Ху Цзиньтао выкинуть из политбюро. Но в то же время расклад говорит и о слабости: Си доверяет только своим выдвиженцам, а от компетентных руководителей, сделавших карьеру при Цзяне и Ху, он поспешил избавиться как от неблагонадежных — хотя последние 10 лет они играли по новым правилам и демонстрировали полную лояльность «ядру партии».

2. Остался в прошлом принцип возрастных ограничений «семь вверх, восемь вниз» (в 67 на момент съезда можно получить повышение, а в 68 уже надо на выход), хотя атака на эту практику началась еще в 2017-м. Задуманный в свое время для регулярного омоложения руководства, теперь этот принцип не будет работать страховкой от засиживающихся во власти товарищей — начиная с самого Си.

3. Назначение Ли Цяна премьером госсовета рушит практику, согласно которой будущий глава правительства должен поработать в госсовете хотя бы 5 лет. Ли не работал там ни дня. Поэтому работу правительства изнутри ему придется постигать в режиме «с марша в бой» — на фоне стагнации ВВП, технологической войны с США, ковидного кризиса и преддефолтного состояния все большего количества застройщиков и банков.

Если первым вице-премьером станет Дин Сюэсян, то тандем во главе госсовета будет впервые состоять из людей без какого-то опыта работы в кабинете министров. Ключевой фигурой в экономблоке станет новый член политбюро Хэ Лифэн, нынешний глава госкомиссии по развитию и реформам (экс-госплан) и будущий вице-премьер по макроэкономике и финансам. Его роль будет напоминать роль ближайшего к Си экономиста, вице-премьера Лю Хэ в 2017–2022 годах, перегруженность которого уже приводила к серьезным провалам.

4. Единственный «страховочный вариант» преемника на случай проблем со здоровьем у Си — это Дин Сюэсян, самый младший член ПКПБ (моложе генсека на 9 лет). Он явно не является финальным преемником, поскольку Си собирается остаться у власти и после 2027-го и у него много опций, как формировать конструкцию на XXI съезде. Но и сам факт предпочтения Дина другому фавориту, нынешнему главе горкома Чунцина Чэнь Миньэру, говорит о многом. Прежняя практика поиска преемников для высшего лидера подразумевала, что потенциальный генсек должен поруководить хотя бы парой провинций. Теперь же «страховочный преемник» вообще не обладает этим опытом — Дин сделал карьеру как глава аппарата Си и канцелярии ЦК (аналог администрации президента РФ).

5. В такой конфигурации власти, вероятно, можно забыть о продуктивных дискуссиях в руководстве и способности членов политбюро отбивать начальственную дурь. То, как Ли Цян реализовывал наказы Си Цзиньпина о локдаунах во вверенном ему Шанхае, может стать грозным предзнаменованием куда более серьезных управленческих косяков. В экономике можно ожидать куда большего количества волюнтаристских решений вроде регуляторного убийства ed-tech или заравнивания Alibaba. Внешней политикой и военным строительством тоже рулят люди, ловящие каждое слово Си.

Китай входит в новую десятилетку с гораздо более жесткой конструкцией власти, свинченной вокруг стареющего и не встречающего возражений лидера. К молитвам о мире впору присовокупить молитву о благоразумии властителей китайских.