Posted 22 ноября 2022,, 11:13

Published 22 ноября 2022,, 11:13

Modified 1 февраля, 19:38

Updated 1 февраля, 19:38

Дмитрий Прокофьев. Откуда взялся миф о самодостаточном СССР

22 ноября 2022, 11:13

Во всяких «проектах» и «планах будущего», которые пустились сейчас сочинять, неизменно всплывает история про какой-то «СССР 2.0» — с закрытыми границами, «производством всего на свете» (а что не получается самим, так на то есть «промышленный шпионаж»). Жили, мол, дедушки в СССР за «железным занавесом», под «санкциями» и отрезанные от всего мира — и мы проживем.

Здесь вопрос: а откуда взялась у «проектировщиков будущего» мысль о каком-то небесном СССР, замкнувшемся в себе самом? Вот для чего никогда не был закрыт Советский Союз, так это для самых передовых технологий. «Железный занавес» — он был про то, что простому человеку не поехать было на Запад просто так, чтобы там по улицам одному гулять, а только в составе группы (ну вот как до ковида китайцы гуляли). А как чего привезти в СССР да наладить производство — этого власть хотела больше всего.

В 1920-е в СССР везли немецкие и шведские станки, ехали немецкие инженеры и французские конструкторы. В 1930-е поехали американские инженеры, конструкторы, архитекторы (погуглите, кто такой был Альберт Кан). Даже рабочие с американских заводов ехали в Союз, и не просто ехали, а «везли с собой» конвейеры и машины. В первой половине 1940-х — станки, машины, техника по лендлизу из США, во второй половине — станки и техника из Германии по репарациям (так еще и немецких инженеров и ученых привезли сюда — физик Николаус Риль за атомный проект получил Сталинскую премию и звание Героя Соцтруда). В 1960-е — 1970-е техника и технологии пошли из стран Восточной Европы, из Италии привезли автомобильный завод, техническое сотрудничество с ФРГ — вообще особая тема, книги можно писать.

Так откуда же сказка про то, что «мы своими силами все на свете»?

А вот откуда. С «хозяйственных дворов», какие устроены были во многих сталинских лагерях.

«В некоторых лагерях у начальника был большой хозяйственный замах, да еще находил он инженера с фантазией — и в лагерной зоне вырастал могучий хоздвор, уже проводимый и по бумагам, уже с открытыми штатами и берущийся выполнять промышленные задания. Но в плановое снабжение материалами и инструментами он втиснуться не мог, поэтому, не имея ничего, должен был делать все.

Расскажем об одном хоздворе — кенгирского лагеря. О портняжной, скорняжной, переплетной, столярной и других подобных мастерских тут даже упоминать не будем, это пустяки. Кенгирский хоздвор имел свою литейку, свою слесарную мастерскую и даже — как раз в середине XX века — кустарно изготовил свой сверлильный и точильный станки!

Токарного, правда, сами сделать не смогли, но тут употреблен был лагерный лендлиз: станок среди бела дня украли с производственного объекта. Устроено это было так: подогнали лагерный грузовик, дождались, когда начальник цеха ушел, — целой бригадой кинулись на станок, пересобачили его на грузовик, а тот легко прошел через вахту, потому что с охраной было договорено, — и с ходу завезли станок в лагерь, и все!

И чего только не брался делать этот хоздвор! — не за все бы взялся и Крупп. Брались делать большие глиняные трубы для канализации. Ветряк. Соломорезки. Замки. Водяные насосы. Ремонтировать мясорубки. Сшивать трансмиссионные ремни. Чинить автоклавы для больницы. Точить сверла для трепанации черепа.

Да ведь чего не возьмется делать безвыходность! Проголодаешься — догадаешься.

Ведь если сказать: не сумеем, не сможем, — завтра погонят за зону. А в хоздворе намного вольготней: ни развода, ни ходьбы под конвоем, да и работать помедленней, да и себе что-то сделаешь. Больница за заказ расплачивается «освобождением» на два денька, кухня — «добавком», кто-то махоркой, а начальство еще и казённого хлебца подбросит». («Архипелаг ГУЛаг», Часть третья, глава 22)

Вот те, кто поет сейчас про «закрытый СССР 2.0», просто перепевают на новый лад рассказы своих дедушек про то, какой у них в лагере был знатный «хозяйственный двор»! Вот так они себе и экономику страны представляют — лагерь, «хоздвор», а они в том лагере хозяева, как дедушка был. А мы на том дворе чтобы работали на них, да и «на больницу» себе тоже сами промышляли.

Дмитрий Прокофьев, экономист, автор Telegram-канала «Деньги и песец»