Posted 2 декабря 2022, 14:00
Published 2 декабря 2022, 14:00
Modified 1 февраля 2024, 19:40
Updated 1 февраля 2024, 19:40
Порядка 30% россиян с высшим образованием «заняты не своим делом» — работают не в той сфере, в которой учились. Об этом пишет экономист Виктор Рудаков, заместитель директора Института институциональных исследований НИУ ВШЭ, в статье Horizontal job-education mismatches and earnings of university graduates in Russia (опубликована в Journal of Education and Work).
Работа «не по диплому» оборачивается для таких сотрудников снижением зарплаты на 7-14%. Это много. При этом самые высокие шансы работать не по специальности — у тех, кто получил образование в сфере услуг и сельского хозяйства.
Зато чем ближе по направлению образование и работа, тем выше доход.
Но что в этой истории особенно интересно?
Экономисты различают два типа несоответствия образования и должности: вертикальное — когда человек выполняет работу, требующую меньшего, чем у него, уровня квалификации, и горизонтальное — когда человек осваивает профессию, отличающуюся от полученной специальности (исследованию горизонтального несоответствия и посвящена работа Виктора Рудакова и его соавторов, изучивших карьерные треки 10000 выпускников российских вузов).
Так вот, неудачников с «горизонтальным несоответствием» профессии и работы, которые не смогли «устроиться по специальности» и из-за этого потеряли в заработке, среди российских специалистов не мало, но и не много — 11%. Это близко к среднему значению для стран, входящих в Организацию экономического сотрудничества и развития.
Но 20% участников исследования имеют одновременно и «горизонтальное несоответствие» (работают не по «диплому»), и «вертикальное несоответствие» (работают на должностях, требующих меньшего уровня квалификации, чем они имеют). И это самый высокий показатель среди развитых стран.
Еще раз. Каждый пятый дипломированный специалист в РФ мало того что занят не своим делом, так еще и делает это дело на более низком уровне, чем мог бы. И зарабатывает, соответственно, значительно меньше, чем мог бы зарабатывать.
Тут что-то не так. Или в вузах РФ учат «сильно не тому, что надо» (и дипломы девальвированы), или экономика перестает предъявлять спрос на «образованных людей».
Дмитрий Прокофьев, экономист, автор Telegram-канала «Деньги и песец»