Posted 19 апреля 2023,, 04:00

Published 19 апреля 2023,, 04:00

Modified 5 февраля, 07:08

Updated 5 февраля, 07:08

Новая формула китайского чуда: госкапитализм плюс электрификация всего автопрома

19 апреля 2023, 04:00
КНР готова стать главным выгодоприобретателем от завершения бензиновой эры.

В мировой автомобильной промышленности начинается новая эра, идущая в ногу с очередным этапом промышленной революции. Таков основной лозунг 20-й Шанхайской международной выставки автомобильной индустрии, которая проходит с 18 по 27 апреля в КНР. В Auto Shanghai 2023 принимают участие около тысячи компаний из двух десятков стран мира. Ожидается, что их продукцию придут посмотреть более миллиона человек.

Нетрудно предположить, что повышенный интерес у посетителей будет вызывать электрический транспорт, ведь отказ от двигателей внутреннего сгорания уже стал трендом для большинства стран с развитым машиностроением. Не исключение и Китай, власти которого активно поддерживают производство электромобилей, стимулируя потребительский спрос на инновационные средства передвижения.

Эти усилия уже дали плоды — китайские электрические автомобили стали заметно более конкурентоспособными на глобальном рынке, чем традиционные модели, работающие на углеводородном топливе. Кроме того, в КНР активно развивается производство аккумуляторов.

В целом же китайские автопроизводители контролируют уже более половины отечественного рынка легкового транспорта. Для сравнения, еще 15 лет назад три четверти авто, продаваемых в КНР, были иномарками. «Технологический прогресс, достигнутый в этой стране, действительно выдающийся», — вынужден был признать гендиректор Volkswagen AG Оливер Блюме, добавив, что для его компании «это представляет собой серьезную проблему».

По данным Bloomberg, только в 2023 году продажи VW, который лидировал на китайском авторынке на протяжении двух предыдущих десятилетий, упали более чем на 10%. Особо отмечается, что эта тенденция усугубляется быстрым ростом производства автомобилей с питанием от батарей. По прогнозу, в текущем году электромобили и гибриды должны составить примерно 40% поставок всех автомобилей в Китае.

Китайский автогигант BYD, в который активно инвестирует знаменитый американский финансист Уоррен Баффет, по итогам первого квартала 2023 года сумел опередить Volkswagen по продажам легковых автомобилей. Прибыль BYD в прошлом году увеличилась более чем в пять раз, достигнув $2,4 млрд. На волне успеха компания ставит еще более амбициозную цель — стать ведущим автомобильным брендом КНР.

Росту отрасли помогли китайские технологические гиганты — с 2021 года они вложили в общей сложности более $19 млрд в автомобильные инновации. В частности, производитель телекоммуникационного оборудования Huawei и крупнейший китайский поисковик Baidu работают над технологией беспилотного автовождения, явно с прицелом потеснить в этой области Tesla Илона Маска. В свою очередь, производитель электроники и «всего на свете» Xiaomi разрабатывает свой собственный автомобиль, обещая уже в следующем году начать его массовое производство.

В ЕС также набирает обороты индустрия электротранспорта, однако ее тормозит нехватка свободных производственных площадей и квалифицированной рабочей силы. Вместе с тем китайский производитель аккумуляторов SVolt Energy Technology Co. собирается расширить свое присутствие в Европе, построив еще три завода вдобавок к двум уже имеющимся. Их продукции будет достаточно для питания одного миллиона электромобилей.

Что касается России, то ее сотрудничество с Китаем в сфере автопрома развивается стремительно. Во всяком случае, именно такую формулировку использовал посол КНР в РФ Чжан Ханьхуэй в интервью газете «Известия», опубликованном в начале апреля. По его словам, в 2022 году в двусторонней торговле был осуществлен исторический прорыв — ее объем достиг $190,27 млрд, что почти на 30% больше, чем годом ранее.

При этом главными товарами, наряду с бытовой техникой и потребительской электроникой, стали автомобили. В прошлом году их из КНР в РФ было экспортировано 162 тысячи — это на 33,4% больше, чем в 2021 году. В итоге доля китайских марок на российском рынке выросла с 7% до 19,2%.

На этой неделе также стало известно, что калининградский автомобильный завод «Автотор» расширит модельный ряд собираемых на предприятии китайских автомобилей BAIC и начнет выпуск электромобилей этого бренда уже в 2023 году.

Михаил Макаров