Posted 14 августа 2023, 11:02

Published 14 августа 2023, 11:02

Modified 1 февраля, 20:24

Updated 1 февраля, 20:24

Александр Ивахник. Популистское решение подорвало доверие инвесторов к правительству

14 августа 2023, 11:02

Премьер-министр Италии Джорджа Мелони после прихода к власти в октябре старательно подчеркивала свой прагматизм и стремление играть по правилам. Но перед уходом правительства на летние каникулы выявилось, что оно сильно отличается от предыдущего правительства технократа-финансиста Марио Драги и не избавилось от своих популистских корней.

7 августа кабинет Мелони внезапно объявил о введении налога в 40% за 2023 год на прибыли банков, которые возникают из разницы между процентными ставками по кредитам и депозитам. Эта разница значительно увеличилась из-за того, что ЕЦБ в целях борьбы и инфляцией девять раз подряд поднимал ключевую ставку финансирования, что позволило коммерческим банкам высоко поднять ставки для заемщиков, при этом почти не повышая ставки для вкладчиков. В результате общая чистая прибыль пяти крупнейших итальянских банков за первую половину 2023 года составила 10,5 млрд евро — на 64% больше, чем год назад. Власти заявили, что вырученные средства пойдут на помощь держателям ипотеки и налоговые льготы для домохозяйств и мелкого бизнеса. На следующий день финансовый рынок оказался в панике.

Позже стало известно, как принималось решение о 40-процентном налоге. Сначала его согласовали за ужином в тосканской траттории Мелони и ее вице-премьер и министр инфраструктуры Маттео Сальвини. Считается, что Сальвини, возглавляющий национал-популистскую партию «Лига», больше склонен к импульсивным шагам, рассчитанным на симпатии в низах общества, чем премьер-министр, и прежде она блокировала такие шаги. Но на этот раз Мелони, похоже, старалась избежать потенциальных расколов в правительственной коалиции и не стала спорить с Сальвини.

Известно, что некоторые круги в партии «Лига» и в собственной партии Мелони «Братья Италии» раздражены ее мягкой позицией в отношении политики ЕС и избеганием противоречий с международными рынками. В итоге, по данным Bloomberg, на заседании кабинета 7 августа решение о банковском налоге было, по сути, навязано министру финансов Джанкарло Джорджетти, а позже вечером на специальной пресс-конференции о нем объявил Сальвини. Он подчеркнул, что это «мера социальной справедливости». Показательно, что ни премьера, ни министра финансов на пресс-конференции не было. Как отметил тот же Bloomberg, Мелони решила предоставить Сальвини центральное место в этой истории, пытаясь не ставить под угрозу свой имидж прорыночного политика.

На следующее утро стало ясно, что доверие инвесторов к правительству Мелони основательно подорвано. Стоимость акций трех крупнейших банков страны — Intesa Sanpaolo, UniCredit и Banco BPM — на Миланской фондовой бирже снизилась на 6,5-8,2%. Общая капитализация итальянских банков упала на 10 млрд евро. Заметно снизились и курсы акций германских Deutsche Bank и Commerzbank, французских Paribas и Credit Agricole. Чиновникам минфина пришлось столкнуться с возмущенными звонками банкиров и инвесторов.

Судя по всему, резко негативная реакция финансового сообщества была неожиданной для правительства. И уже вечером в попытке успокоить рынки оно было вынуждено пойти на серьезную уступку. Минфин объявил, что размер нового налога не может превышать 0,1% от совокупных активов банка. По подсчетам аналитиков, введение такого потолка сократит общий объем сборов от налога с 4,5 млрд до 2,5 млрд евро. 9 августа акции итальянских банков поползли вверх, хотя и не компенсировали предыдущее падение.

Тем не менее в целом скороспелое и непродуманное решение кабинета было воспринято инвесторами как свидетельство растущих политических рисков в Италии. В финансовом сообществе сразу вспомнили, что «Братья Италии» Мелони и «Лига» Сальвини вели избирательную кампанию на антиэлитной платформе, изображавшей банки как своекорыстные институты, глухие к потребностям общества. Банкиры особенно возмущены тем, что с ними решение о налоге на маржу процентных ставок предварительно не обсуждалось. Они считают коммуникацию правительства с отраслью нерегулярной и неэффективной. Теперь Мелони вновь долго придется восстанавливать завоеванное с большим трудом доверие.

Александр Ивахник, политолог — для Тelegram-канала Bunin&Co

Подпишитесь