Posted 20 сентября 2023, 13:31

Published 20 сентября 2023, 13:31

Modified 1 февраля, 20:31

Updated 1 февраля, 20:31

Telegram-канал «Гольфстрим». Можно ли и дальше считать Закавказье российской сферой влияния?

20 сентября 2023, 13:31

Как ни относись к различным сторонам карабахского конфликта, но происходящие там процессы ставят под вопрос влияние России в регионе в целом.

Азербайджан в 2020 году и сейчас начал военные операции не потому, что Россия встала на его сторону и решила именно так переформатировать Закавказье. Более того, Россия, похоже, и не знала о таких планах. Изменение сложившегося порядка в традиционно российской сфере влияния фактически произошло по решению только самого Азербайджана и Турции. Можно ли тогда дальше считать Закавказье российской сферой влияния? А Россию — главным союзником и партнером Азербайджана? Вопросы остаются открытыми.

Спустя время не только Азербайджан испытывает заметно меньшее влияние России. Россия сама стала гораздо больше зависеть от Турции по многим вопросам. Можно рассуждать, имело бы решение о поддержке Азербайджана или Армении стратегические выгоды или нет, будь это именно решением, а не во многом независимо сложившейся реальностью.

Очевидно не увеличилось влияние России и в Армении. Если считать Пашиняна прозападным и антироссийским политиком, выходит, что эта потеря тянется уже давно. Однако нынешний геополитический разворот Еревана стал четко оформляться скорее уже после изменения ситуации в Карабахе.

Пашинян может потерять власть, но это не будет равнозначно политической победе России. Армянское общество, вероятно, и дальше будет связывать потерю сакральной для себя земли с российской позицией. Ответы на вопросы о целесообразности миротворцев в Карабахе и ОДКБ для Армении при любом ее президенте также придется искать заново. При таких настроениях вероятность прихода еще менее дружественной России власти лишь увеличится.

И если главным союзником и защитником Азербайджана стала Турция, то для населения Армении таковым теперь может выглядеть Франция. И Анкаре, и Парижу для этого потребовалась лишь четкая позиция и публичная активность — и никакого прямого военного вмешательства, формальных союзов или блоков.

Telegram-канал «Гольфстрим»