Posted 1 октября 2023,, 06:52

Published 1 октября 2023,, 06:52

Modified 1 февраля, 20:32

Updated 1 февраля, 20:32

Алексей Макаркин. Борьба между умеренными и радикалами набирает обороты

Алексей Макаркин. Борьба между умеренными и радикалами набирает обороты

1 октября 2023, 06:52
Фото: ИА «Росбалт»

До президентских выборов в США остается немногим более года, а в Республиканской партии усиливается размежевание между умеренными и радикалами.

Умеренных в партийном истеблишменте большинство, но они оказываются уязвимыми перед критикой со стороны разгневанных активистов. У умеренных нет популярного лидера, тогда как радикалы считают себя надежной опорой Дональда Трампа, которого поддерживают больше половины сторонников партии.

Только что ситуативное большинство в Палате представителей, состоящее из демократов и умеренных республиканцев, провалило три поправки радикалов, направленные на прекращение или ограничение поддержки Украины. Первую — о полной отмене военной помощи — предложил конгрессмен от Флориды Мэтт Гетц. Его инициативу поддержали 93 члена палаты представителей, 339 проголосовали против. Вторую — об исключении из проекта пункта о выделении Киеву $300 млн по программе содействия безопасности Украины (USAI) — выдвинул конгрессмен от Аризоны Энди Биггс. Инициативу поддержали 104 члена палаты, 330 проголосовали против. Третью — об исключении помощи Украине из бюджета Госдепа на 2024 финансовый год — инициировала конгрессвумен от Джорджии Марджори Тейлор Грин. 90 членов палаты поддержали инициативу, 342 выступили против.

Нетрудно заметить, что за поправки проголосовала значительная часть (за поправку Биггса — почти половина) из 221 члена Палаты представителей от Республиканской партии. Не все они относятся к радикальному меньшинству (в реальности насчитывающему несколько десятков членов Конгресса), но многие не хотят конфликтовать со своими избирателями из американской глубинки, озабоченными внутренними проблемами и считающими, что США должны тратить деньги на собственные нужды — например, на борьбу с незаконной миграцией или на поддержку работодателей, создающих рабочие места (затратные социальные проекты у республиканцев популярностью не пользуются).

Для умеренного большинства партии поддержка Украины является частью двухпартийной политики, для радикального меньшинства — ненужным расходованием средств. И радикалы прямо обвиняют спикера Палаты представителей Кевина Маккарти в том, что он — при всей своей критике в адрес демократов — находится на стороне умеренных.

Дело, конечно, далеко не только в Украине, но и в противостоянии по многим другим вопросам и в целом в возможности каких-либо компромиссов с демократами. Для умеренных возможность шатдауна — это риск для стабильности, тогда как радикалы видят в стабильности препятствие для реализации подлинно консервативной повестки, которая, по их мнению, включает в себя и внешнеполитический изоляционизм. А если федеральные служащие не будут получать зарплату, то это, с их точки зрения, не страшно — вообще нужно, чтобы чиновников было меньше.

Фактически речь идет об экзистенциальных вопросах. Как относиться к глобализации — «трамписты» считают, что настоящая Америка из глубинных штатов проигрывает от нее. Как воспринимать деятельность элит — радикалы настроены антиэлитарно, считая, что элиты далеки от нужд «простого человека», зато готовы договориться между собой вне зависимости от партийной принадлежности и лишь имитируют конкуренцию. Династия Бушей из собственной партии для них лишь немногим лучше, чем Обама или Байден. Для «трампистов» поражение на выборах означает не неприятное, но обычное явление («побудем в оппозиции, возьмем реванш через четыре года»), а проигрыш сил добра силам зла. Цена электоральных результатов резко увеличивается.

Такая ситуация выгодна Трампу, который сохраняет мощную поддержку партийного актива. Но так можно отпугнуть колеблющихся избирателей, которые не любят радикализма, а также выходящих на поверхность и чреватых скандалами внутрипартийных конфликтов.

Алексей Макаркин, политолог — для Telegram-канала Bunin&Co