Posted 12 октября 2023, 18:54

Published 12 октября 2023, 18:54

Modified 5 февраля, 07:08

Updated 5 февраля, 07:08

Москва ответила на идею Финляндии конфисковывать имущество граждан РФ

12 октября 2023, 18:54
Запад все активнее пробует на вкус тему принудительного изъятия российской собственности — от резервов Центробанка до частной недвижимости.

Министры финансов стран «группы семи» (G7) в четверг распространили коммюнике, в котором говорится, что Россия не получит доступ к своим замороженным в 2022 году международным активам (сумму которых власти Евросоюза оценивают в $300 млрд) до тех пор, пока «Украина не получит компенсацию за понесенный ущерб».

Международные резервы РФ — это высоколиквидные иностранные активы, имеющиеся в распоряжении Банка России и правительства РФ. Они состоят из средств в иностранной валюте, специальных прав заимствования, резервной позиции в МВФ и монетарного золота. По информации Банка России, на 6 октября 2023 года их общая сумма составила $562,8 млрд.

Решение «семерки» можно назвать промежуточным, поскольку госсекретарь США Энтони Блинкен ранее заявлял, что страны Запада ищут юридические основания, чтобы попросту передать замороженные активы РФ Киеву.

При этом первой страной ЕС, утвердившей план использования замороженных российских активов, уже вскоре может стать Эстония. Ее правительство на заседании в четверг одобрило и направило на утверждение в парламент поправку к закону о международных санкциях, которая предусматривает, в числе прочего, внутренние правила использования активов лиц, находящихся под санкциями, «для возмещения ущерба, нанесенного Украине».

Глава МИД Эстонии Маргус Цахкна пояснил, что, согласно законопроекту, заблокированные Таллинном активы России (сумма которых составляет всего 38 млн евро) будут оставаться замороженными до тех пор, «пока не будет возмещен ущерб от военных действий». «Для применения этого механизма необходимо международное соглашение с Украиной или международный компенсационный механизм», — цитирует его слова «Интерфакс».

В свою очередь, эстонский премьер Кая Каллас обратилась к Брюсселю с пожеланием, чтобы Евросоюз также «как можно быстрее завершил работу по использованию российских замороженных активов и выработке практических решений».

Стоит отметить, что если раньше европейцы старались по возможности избегать термина «конфискация», то сейчас он звучит все чаще. К примеру, соседка Эстонии Финляндия готова зайти еще дальше — вплоть до изъятия недвижимости и другой собственности у тех граждан России, которые имеют проблемы в оплате счетов и налогов или «не выходят на связь». Об этом финские СМИ сообщали со ссылкой на министра юстиции Финляндии Лину Мери.

Как известно, Финляндия уже ужесточила ограничения на въезд для граждан РФ, владеющих недвижимостью в стране, при этом счета россиян в финских банках частично закрыты, а 16 сентября финские власти присоединились к решению стран ЕС, граничащих с Россией, запретить въезд на свою территорию автомобилей с российскими номерами.

Москва рассматривает планы Финляндии разработать механизмы изъятия недвижимости у граждан России как очередное намерение ущемить их права. «Сначала было тотальное ограничение поездок, затем запрет на ввоз легковых автомобилей с российскими номерами с угрозами изъятия уже находящихся в Финляндии машин, прекращение оплат по финансовым инструментам. Сейчас дело ведется к полному абсурду. Финны изобретают все новые и новые санкции, а затем „удивляются“, что россияне не могут перевести деньги в Финляндию или приехать в страну для обеспечения должного содержания своей недвижимости», — говорится в заявлении официального представителя МИД РФ Марии Захаровой.

Еще одной громкой «санкционной» новостью четверга стало решение властей США наказать две иностранные компании за нарушение ограничений при продаже российской нефти. Управление по контролю за иностранными активами Минфина США (OFAC) внесло в санкционный SDN-лист компанию Lumber Marine из ОАЭ и компанию Ice Pearl Navigation из Турции. Санкции подразумевают заморозку имущества — блокировку двух танкеров, которые перевозили сырую российскую нефть, стоимость была выше потолка цен.

Напомним, что 5 декабря 2022 года вступило в силу эмбарго на поставку российской нефти по морю в Евросоюз. Одновременно с этим ЕС, страны «группы семи» и Австралия ввели регулируемый потолок цен на российскую нефть, поставляемую по морю, на уровне $60 за баррель, а также запретили своим компаниям оказывать транспортные, финансовые и страховые услуги в отношении танкеров, перевозящих нефть из России по цене выше согласованного уровня.

Вслед за этим президент России Владимир Путин подписал указ об ответных мерах, запретив поставки российской нефти и нефтепродуктов любым иностранным юридическим и физическим лицам, которые согласятся прямо или косвенно использовать механизм фиксации предельной цены.

OFAC установила, что танкеры, принадлежащие эмиратскому и турецкому судовладельцам, перевозили нефть по цене выше $75 и выше $80 за баррель соответственно. В пресс-релизе OFAC отмечается, что оба судна, заходившие в российские порты, при транспортировке нефти российского происхождения пользовались услугами американских поставщиков услуг, что и стало основанием применить санкции к этим двум компаниям.

Это новый поворот в той части санкционной политики, которая направлена на ограничение доходов, получаемых Россией от экспорта энергоносителей. Как отмечал ранее «Росбалт», сначала поставщики научились обходить введенные ограничения, а когда российская марка Urals пробила ценовой потолок, США де-факто спустили на тормозах все инициативы «починить» этот санкционный инструмент, выдвигавшиеся, в частности, некоторыми наиболее антироссийски настроенными странами Евросоюза.

В конце июля агентство Reuters писало, что в Вашингтоне решили не прибегать к жестким мерам для соблюдения ценового потолка. Замысел Минфина США был в том, «чтобы проявить мягкость, не ударять молотом по владельцам танкеров, а тихо принуждать письмами и телефонными звонками», — пояснял тогда эту позицию источник агентства, знакомый с обсуждением проблемы в Белом доме.

Вполне возможно, что в США решили все же схватиться за молот после отчета Международного энергетического агентства о том, что России в сентябре удалось довести доходы экспорта нефти до самого высокого уровня с июля 2022 года.

Михаил Макаров