Posted 30 октября 2023,, 19:08

Published 30 октября 2023,, 19:08

Modified 5 февраля, 07:08

Updated 5 февраля, 07:08

Купленные ультрас: что происходит за кулисами стадиона на Крестовском?

Купленные ультрас: что происходит за кулисами стадиона на Крестовском?

30 октября 2023, 19:08
Фото: «OFNEWS/Околоспортивные новости»
Никогда такого не было — и вот опять: в Питере за деньги собирают болельщиков на матчи.

Разговоры о том, что на «Газпром Арену» сгоняют зрителей, идут давно. Но в прямом смысле правдой это не является. Одно время существовала практика, когда различные дочерние предприятия «Газпрома», а также некоторые другие предприятия города в обязательном (или, как принято говорить, добровольно-принудительном) порядке выкупали определенную квоту билетов на матч, а потом распределяли среди своих сотрудников. Касса стадиона пополнялась прекрасно — ведь проданы почти все билеты. Но на деле вместо 60 с чем-то тысяч на трибунах можно было увидеть в лучшем случае половину или треть от этого числа. Причина понятна: человек никогда не ценит то, что ему достается бесплатно. Ну, пропал билет — и ладно.

Однако логику в том подходе все-таки можно было усмотреть: человек начнет ходить — и постепенно втянется. Привыкнет к уютному стадиону, начнет поддерживать свой клуб — так и войдет у него в традицию смотреть футбол и, разумеется, болеть за «Зенит».

При этом у «Зенита» всегда была яркая торсида — так называемый «Вираж» часто задавал тон и был образцом социальной активности. Песню «Губернатор — жлоб!», исполненную фанатами, посетивший как-то игру прежний глава города Полтавченко явно запомнил надолго. Когда поют десятки тысяч, спрятаться от этого или просто не услышать невозможно.

Но когда на игры стали допускать только тех, кто вооружился пресловутой «карточкой болельщика», возникла другая проблема: фанаты практически всех клубов стали протестовать и массово отказываться от посещения стадиона. «Вираж» выступал последовательно и громко. Пустые места зияли. Топ-менеджменту «Зенита» приходилось как-то оправдываться и объясняться. В итоге не нашли ничего лучшего, чем просто «покупать» болельщиков. То предлагали в комплект к билету колу, хот-дог, попкорн и прочую снедь, то просто платили до тысячи рублей за приход на стадион.

Весной мы наслаждались видео со стадиона на Крестовском, где сотня бабушек, рассевшись на трибуне, под управлением профессионального дирижера разучивает гимн «Зенита». Одно из спортивных изданий так и пошутило тогда, назвав «Газпром Арену» ленинградской филармонией.

Раз за разом выходило очень посредственно. Искусственно. На одной из игр пришлось даже включать интершум с записанной песней, потому что новокупленные болельщики не знали, что на словах «Если соперник — Спартак» надо обязательно свистеть и улюлюкать. Это ж местная традиция, а тысячерублевые ультрас не в курсе.

Жизнь продолжается. Методы видоизменяются, но не уходят. Теперь руководство «Зенита» решило, что надо бы эту купленную поддержку еще вывозить на гостевые матчи — пусть, мол, знают наших! И перед выездом на матч со «Спартаком» в Москву были организованы бесплатные автобусы. Часть загружаемой в них публики была вообще на зарплате — это сотрудники Контрольно-распределительной службы (КРС), иначе говоря — стюарды. Плюс халявщики, которых кто-то пафосно назвал движением «Невский град». Назначили лидера — им стал некий Михаил Гончаренко.

«Вираж» громко возмутился — он все-таки традиционно представлял «зенитовскую» торсиду. Но… новым лидером в публичном пространстве, а именно — в соцсетях, был послан по известному адресу.

Как горько иронизирует популярное фан-сообщество «OFNEWS/Околоспортивные новости», «вместо оголтелых маргиналов-фанатов-хулиганов трибуны отечественных стадионов начали наполнять натуральные шизофреники и белочники, по которым давно плачет „желтый дом“».

Запасаемся попкорном. Впереди много интересного.

Николай Яременко