Posted 1 января 2024, 13:00

Published 1 января 2024, 13:00

Modified 1 февраля 2024, 20:53

Updated 1 февраля 2024, 20:53

Telegram-канал «Незыгарь». Есть ли в российских регионах протестный потенциал?

1 января 2024, 13:00

2023-й год характеризовался дальнейшей деградацией инфраструктуры протестной активности в регионах страны: с одной стороны, заметно устранение несистемной оппозиции, а с другой — дистанцирование от протестной активности партий системной оппозиции.

С точки зрения количественных показателей, протестных акций в 2023 году было меньше, чем в 2022-м, однако уменьшение не слишком значительное. Основной массив составляли локальные протесты, чаще всего по вопросам охраны природы, а также социально-экономических проблем граждан (ЖХК, здравоохранение, отсутствие дорог и т. д.) Значительную активность проявили зоозащитники, прежде всего в ответ на планы некоторых региональных властей легализовать убийство/эвтаназию бездомных собак. Ощутимое количество протестных акций по всей стране инициировали медицинские работники — и прежде всего сотрудники скорой помощи, недовольные постковидным сокращением выплат.

Самыми насыщенными с точки зрения количества протестных акций стали Дагестан, Новосибирская, Липецкая и Ульяновская области, Алтайский край и ряд других регионов. В некоторой степени инициаторами протестных акций являются местные контрэлиты, однако очевидно, что в основе такого положения дел — недоработки региональных властей.

Учитывая достаточно высокий уровень инфляции и массив социально-экономических проблем, ожидать уменьшения протестных кейсов не приходится.

В то же время заметно, что недовольство проявляют и лояльные руководству страны сегменты граждан, которые облекают свой протест в форму прошений или обращений к федеральным органам власти. Иными словами, подчеркивается отказ от политических требований при настойчивом желании обратить внимание руководства страны на локальные несправедливости.

Региональные администрации в 2023 году пытались усилить свое давление на готовых выходить на акции протеста граждан. Показательна в этом плане риторика губернаторов и кураторов внутренней политики в ряде регионов: многие из них откровенно пытаются стигматизировать протестный сегмент (риторика от «продажных» до «опоенных магическим зельем»). Помимо этого стала заметна тенденция региональных администраций решать проблемы протестных граждан за счет привлечения полиции.

В процессе нарастания протестных акций региональными властями поставлен жесткий заслон, однако общий массив недовольства делает неминуемым сохранение прежней динамики протестной активности в регионах. В ее основе — прежде всего сегмент недовольных граждан, как правило, с низкими доходами.

Telegram-канал «Незыгарь»

Подпишитесь