Posted 16 января, 09:00

Published 16 января, 09:00

Modified 1 февраля, 20:56

Updated 1 февраля, 20:56

Алексей Макаркин. Почему западная коалиция не решается разгромить хуситов

Алексей Макаркин. Почему западная коалиция не решается разгромить хуситов

16 января 2024, 09:00
Фото: с сайта catalog.archives.gov

Международная коалиция в составе США и Великобритании при поддержке Австралии, Бахрейна, Канады и Нидерландов нанесла удар по позициям йеменских хуситов. Это минималистский вариант коалиции — к ней не присоединились (кроме Бахрейна — страны с преобладающим шиитским населением, где у власти находится суннитская монархия) арабские страны.

Для Саудовской Аравии есть угроза возобновления обстрелов территории королевства хуситами, что сыграло немалую роль в неудаче операции по свержению хуситского режима, которую саудиты и Объединенные Арабские Эмираты проводили в течение нескольких лет. Кроме того, саудиты выстраивают отношения с Ираном — и не хотят дополнительных осложнений с учетом того, что Тегеран поддерживает хуситов. А раз саудиты не хотят втягиваться в конфликт, то стимулов нет ни у ОАЭ, ни у Египта.

Основные европейские страны осуждают хуситов, но в коалицию также вступать не захотели, рассматривая в качестве паллиатива возможность проведения собственной операции в регионе — без обстрелов территории, контролируемой хуситами, но с направлением кораблей, которые могли бы участвовать в защите международного судоходства. Здесь главная проблема — сомнения немалой части представителей европейских элит и субэлит, которые недовольны тем, что страны Евросоюза слишком сблизились с Израилем во время его операции против ХАМАС, и не одобряют втягивание в новый конфликт на Ближнем Востоке. США прямо поддержал только уходящий со своего поста премьер Нидерландов Марк Рютте, который претендует на пост генсека НАТО и нуждается в одобрении своей кандидатуры Вашингтоном.

Коалиция не рассматривает вопрос об изгнании хуситов из столицы Йемена Саны, которую они заняли в 2014 году, — США после Афганистана и Ирака не могут позволить себе подобных акций, да и опыт саудитов заставляет воздерживаться от любых сухопутных операций. Речь идет о том, чтобы принудить хуситов прекратить наносить удары по коммерческим судам в Красном море. При этом удары хуситов связаны с операцией Израиля в Газе, которая не может продолжаться бессрочно, — есть основания полагать, что она завершится в текущем году. Если ситуация в Газе стабилизируется в том или ином формате (исключая оккупацию сектора Израилем, которая неприемлема для всего международного сообщества), то и повод для обстрелов уйдет.

Иран хуситов поддерживает, но прямо вмешиваться в конфликт не хочет — как и в случае с ХАМАС. У исламской республики много внутренних проблем, и она не хочет их усугублять. К тому же такое вмешательство может ударить по отношениям с саудитами и ОАЭ — с 1 января партнерами Ирана по БРИКС.

Россия удары осуждает, но при этом, как и Китай, не стала блокировать принятую 11 января резолюцию Совбеза ООН, которая «решительно осуждает» нападения хуситов на торговые суда, требует, чтобы «хуситы немедленно прекратили все подобные нападения» и «принимает к сведению право государств-членов защищать, руководствуясь нормами международного права, свои суда от нападений, в том числе тех, которые наносят ущерб правам и свободам судоходства». Эта резолюция формально не дает права наносить удары по хуситам, но усиливает аргументы США и их союзников. В данном случае есть интересы Китая как «мастерской мира», которая заинтересована в свободе судоходства. И блокировка резолюции могла бы нанести ущерб российско-китайским отношениям, не принеся никаких дивидендов России.

Таким образом, западные страны будут продолжать сдерживать, но не громить хуситов, понимая, что разгромить их не удастся без издержек и рисков, которые признаются неприемлемыми. Теперь главная «развилка» заключается в том, свернут ли хуситы свою военную активность, или же будут продолжать «партизанские» операции — с учетом того, что значимость потерь для них куда меньшая, чем для западного мира. Так что наряду с силовыми акциями не исключены и теневые переговоры, в которых могут принять участие саудиты, заинтересованные в соглашениях с хуситами.

Алексей Макаркин, политолог — для Telegram-канала «Незыгарь»