Posted 16 января, 06:00

Published 16 января, 06:00

Modified 5 февраля, 07:08

Updated 5 февраля, 07:08

Футурологи ищут худший источник угроз в 2024 году

16 января 2024, 06:00
Даже смерть одного из кандидатов в ходе президентской кампании в США уже не считается «черным лебедем» — есть риски и пострашнее.

2024 год, едва успев начаться, сразу же стал преподносить неприятные сюрпризы — вроде серии землетрясений в Японии, бунта наркокартелей в Эквадоре, а также появления нового фронта сражений на Ближнем Востоке из-за ударов США и их союзников по хуситам в Йемене. Тем с большей тревогой люди во всем мире продолжают вглядываться в ближайшее будущее. При этом разнообразие и неожиданность возможных угроз порой поражают воображение.

В качестве, может быть, еще не самого страшного, но вполне показательного примера тут можно назвать Nexit — возможный выход Нидерландов из Евросоюза, о котором заговорили после победы на парламентских выборах в этой стране праворадикальной Партии свободы Герта Вилдерса.

Как бы то ни было, в ежегодном докладе «Основные риски 2024 года», опубликованном на прошлой неделе крупнейшей в мире политконсалтинговой компанией Eurasia Group, утверждается, что нас ждет ужасное время, «год, который, как имя Волан-де-Морта, нельзя называть».

Как полагают аналитики, в мировых делах будут доминировать три конфликта: России и Украины, Израиля и ХАМАС, а также внутреннее противостояние в Соединенных Штатах, готовое вспыхнуть «в любой момент». При этом отмечается, что ни в Европе, ни на Ближнем Востоке, ни в Америке перспективы устойчивого мира даже отдаленно не просматриваются.

«Мы называем это миром G-Zero, миром без глобального лидерства. Соединенные Штаты, единственная оставшаяся сверхдержава, не хотят быть мировым полицейским, архитектором глобальной торговли или сторонником глобальных ценностей, и ни одна другая страна не готова взять на себя эту роль», — пишут авторы доклада, прогнозируя, что сложившаяся ситуация «вызовет еще больше неразрешимых конфликтов в предстоящие годы, и единственный вопрос заключается в том, что, где, когда и насколько дестабилизирует ситуацию».

Стоит отметить, что этот доклад привлек к себе повышенное внимание в Китае, причем не только потому, что напряженность между США и КНР не входит в список перечисленных там угроз для планеты — напротив, говорится, что «две крупнейшие экономики не ищут поводов для начала нового конфликта». Как отмечает китайское официальное англоязычное издание Global Times (GT), в то время как мир вступает в год серьезного беспокойства, все три главных риска на для планеты так или иначе связаны с США. Это касается и украинского конфликта, напрямую вызванного, по мнению GT, «стремлением США к расширению НАТО на восток», и израильско-палестинского противостояния, где у Вашингтона «никогда по-настоящему не было намерения и возможности содействовать миру».

Но в первую очередь растущие угрозы связаны, конечно же, с ожесточенным внутриполитическим противостоянием в Соединенных Штатах, пик которого наступит 5 ноября, когда в стране пройдут президентские выборы. Как отметил в комментарии для GT научный сотрудник Китайской академии социальных наук Люй Сян, борьба за Белый дом превратилась в «беспомощный выбор между худшим и худшим». Поскольку конфликт интересов между Демократической и Республиканской партиями достиг непримиримой точки, «нынешняя политическая система в США не может преодолеть столь сильные противоречия и конфликты, что приводит к политическому тупику, а это означает, что тот, кто в США вступит в должность главы государства, не будет иметь возможности указать путь своей стране», подчеркивает эксперт.

Действительно, в докладе Eurasia Group также признается, что общественное доверие к ключевым институтам, таким как Конгресс, судебная система и средства массовой информации, находится в США на историческом минимуме, в то время как политическая поляризация достигла небывалых высот. В связи с этим дается такой прогноз: если нынешний наиболее очевидный кандидат от Республиканской партии Дональд Трамп проиграет выборы действующему президенту Джо Байдену, он снова заявит о массовых фальсификациях и «спровоцирует широкомасштабную кампанию запугивания» работников избирательных комиссий и чиновников как в «красных» (республиканских), так и в «синих» (демократических) штатах. Самый тревожный факт: некоторые опросы показывают, что накал противостояния заставляет все большее число американцев допускать применение насилия для достижения политических целей.

«Когда внутренние риски страны достигают такого уровня, весьма вероятно, что у США возникает желание переложить их на другие страны, чтобы отвлечь внимание своих граждан», — выражает беспокойство по этому поводу GT.

Подобные опасения растут не только в Китае. В частности, о «конфронтации между проснувшимися левыми и правыми», а также об «отчаянии, охватившем остальных из нас, когда нация приближается к выборам, которые могут решить судьбу американской демократии и глобального мира», в своей недавней колонке пишет обозреватель Bloomberg Opinion Андреас Клут. «Выдержит ли наша демократия, или Трамп с первого же дня станет диктатором, как он шутит? (И если он шутит?)», — такими вопросами задается Клут. В итоге, по его словам, плохая новость заключается в том, что 2024 год, «скорее всего, станет неприятным и обострит болезненные симптомы», а хорошая — в том, что «новое рано или поздно родится, и как только это произойдет, мы, возможно, еще обнаружим, что в целом оно не так уж и плохо».

На фоне все более гнетущей тревоги относительно будущего американское издание Politico обратилось к футуристам, политологам и другим прогнозистам с предложением описать «черных лебедей» — малопредсказуемые, но вполне возможные события, которые способны повергнуть 2024 год в хаос.

«Мы попросили оставить в стороне возможность того, что один из кандидатов в президенты США в возрасте 70 или 80 лет умрет во время предвыборной кампании — это нечто вполне в пределах математических ожиданий и уже на уме у многих избирателей», — отмечают авторы Politico. Вместо этого они захотели получить описание такого события, «о котором избиратели еще даже не думают, но которое может оказать огромное влияние на их жизнь».

В ответ эксперты предложили богатый набор потрясений и катастроф, созданных как матерью-природой, так человечеством и даже инопланетянами. При этом, помимо таких угроз, как «разрушения, вызванные глобальным потеплением», «повторение урагана, по силе подобного „Катрине“», «цифровой апокалипсис», «начало войны с Китаем за Тайвань» или «контакт с внеземным разумом», значительная часть касается разного рода неприятностей в ходе выборов в США. Это и «жестокое нападение на одного из кандидатов», и даже «крупные беспорядки на партийных съездах», когда надо будет определить победителя праймериз.

«За последние несколько лет мы стали свидетелями того, как многое прежде немыслимое стало реальностью — глобальная пандемия, осада Капитолия, звезда реалити-шоу в президентском кресле в Белом доме (речь о Трампе, который продюсировал и вел широко известное в США ТВ-шоу „Кандидат“). Имея это в виду, возможно, нам нужно проявить немного больше воображения, прежде чем предполагать, что мы знаем, что произойдет в 2024 году», — призывает Politico, с чем трудно не согласиться.

Михаил Макаров