Posted 4 февраля, 20:59

Published 4 февраля, 20:59

Modified 12 февраля, 15:20

Updated 12 февраля, 15:20

Мигранты: запрос на справедливость

4 февраля 2024, 20:59
В России начинает меняться политика по отношению к приезжим.

Иностранные рабочая сила нужна для развития экономики России, однако верно и то, что зачастую с приезжими, в том числе находящимися в РФ незаконно, связана масса проблем и конфликтов. И выработка алгоритма разрешения этой непростой ситуации, учитывающего потребности безопасности государства, интересы бизнеса, местных жителей и самих мигрантов, становится одной из самых насущных задач.

Статистика свидетельствует о проблемах

На днях в СМИ попали данные сводного отчета МВД о преступлениях, совершенных мигрантами на территории России за десять лет. Согласно этой статистике, наименьший уровень преступности был зафиксирован в 2019 году (22560 случаев), а затем пошел в рост: с 2020-го по 2022-й их число выросло на треть — до 30278 случаев. Увеличилось и количество тяжких и особо тяжких преступлений: если в 2022 году их было 11664 (максимумом с 2013 года), то за первые пять месяцев 2023-го — уже 6674. В частности, растет число иностранцев, привлекаемых к ответственности за незаконный оборот наркотиков и убийства.

Однако статистические данные — вещь не то чтобы лукавая, но мало показательная в отсутствие деталей и комментариев. Как пояснил депутат Госдумы Михаил Матвеев, который и запросил у МВД данные по «мигрантской» преступности, статистика отражает лишь гражданство правонарушителя, поэтому приезжие, получившие российский паспорт, в ней не учитываются. Подобную практику Матвеев назвал «издержками толерантности» и предположил, что на противоправное поведение мигрантов следует обратить внимание СКР и ФСБ.

Впрочем, данные силовые ведомства информацией владеют. На оперативном совещании, состоявшемся 30 января, глава СКР Александр Бастрыкин заявил, что «ситуация в миграционной сфере, как и прежде, вызывает серьезную обеспокоенность органов правопорядка и общества в целом». Однако цифры глава СКР привел несколько иные, чем содержатся в сводном отчете МВД: в прошлом году мигранты совершили меньше преступлений, чем годом ранее, однако снижение оказалось незначительным: с 40154 случаев в 2022 году до 38 936 — в 2023-м. При этом выросло число особо тяжких преступлений — с 19 до 26%. Вклад в статистику вносят как нелегально находящиеся в стране люди, так и приехавшие на заработки.

«Очевидно, что прибыль, которую приносят работодателям иностранные работники, не должна становиться важнее вопросов стабильности общества, безопасности и правопорядка, — заявил Бастрыкин. С этим поспорить сложно, как и с его утверждением о том, что противоправная деятельность мигрантов негативно влияет на межэтнические отношения в обществе и вызывает острую социальную реакцию. В частности, указал глава СКР, резонансные происшествия с участием мигрантов дестабилизируют обстановку и обладают значительным конфликтным потенциалом.

Действительно, практически еженедельно появляющиеся о подобных криминальных эпизодах данные получают широкий резонанс. И речь не о попытках разжигания мигрантофобии или межэтнической вражды — согласно опросу ВЦИОМ, практически каждый второй гражданин России относится к трудовой миграции положительно. Дело во все более четкой артикуляции обществом давно сформировавшегося запроса на справедливость. Поддерживая в целом возможность приглашения в страну иностранной рабочей силы, россияне отказываются понимать, почему в принципе люди, приехавшие в Россию работать, совершают здесь преступления, оскорбляют граждан принявшей их страны, не считают нужным соблюдать ее законы и традиции. Также общество хочет видеть быстрый и адекватный ответ от власти и уполномоченных структур в случаях противоправных проявлений иностранцев. Сегодня, как пояснил Бастрыкин, «практика показывает, что за нарушениями в миграционной сфере часто стоят служебные злоупотребления и упущения».

Почему Россия не может без мигрантов

Отказаться от мигрантов Россия не может: в стране низкая безработица и экономике нужна рабочая сила. Об этом, в частности, заявил на прямой линии Владимир Путин. По его словам, сегодня в РФ по разным оценкам, трудится порядка 10 млн иностранных рабочих.

Указание президента на разные оценки не случайно. По данным ФСБ, за первый квартал 2023 года в Россию въехало с целью заработка въехало 1,3 млн иностранцев. В 2022 году за аналогичный период — 841 501 человек. Основной поток мигрантов идет из Узбекистана — 630 859 человек, Таджикистана — 349 357, Киргизии — 172 591. В свою очередь, МВД за первую половину года зафиксировало 9 059 787 случаев постановки на миграционный учет, указав, что на это на 550 тысяч меньше, чем в 2022 году. Однако становиться на учет мигрант может не один раз за год, кроме того, в статистику входят не только иностранцы, приехавшие в Россию трудиться.

По данным МВД, за семь месяцев 2023 года в РФ было выдано более двух миллионов патентов на работу. Стоит отметить, что существуют и иные формы законного трудоустройства иностранцев. В частности, граждане из стран с визовым режимом въезда могут занять вакансию у работодателя, получившего разрешение на привлечение такого специалиста и оформившего ему разрешение на работу. Кроме того, без каких-либо разрешений трудиться в России можно приезжим из стран ЕАЭСБелоруссии, Казахстана, Киргизии и Армении. И, наконец, спокойно работать в РФ могут иностранцы, получившие разрешение на временное проживание или вид на жительство. Но не все так просто.

Как ранее отмечал «РосБАлту» член Совета по правам человека при президенте РФ Кирилл Кабанов, чаще всего мигранты перед приездом в нашу страну даже не задумываются о том, где они будут работать. «Фактически никакой принимающей стороны у них нет, а получить документы помогают соотечественники — члены диаспор, уже обосновавшиеся здесь и наладившие определенные контакты, в том числе с чиновниками», — пояснял Кабанов. По его словам, мигранты из Центральной Азии и Закавказья, имея своеобразный режим «наибольшего благоприятствования», «быстрее устраиваются в России, чем русскоговорящие приезжие из этих стран, которым все положено по закону». И в немалой степени этому способствует «миграционное лобби».

Между тем, как посчитали эксперты Института демографии им. А.Г. Вишневского НИУ ВШЭ Валерий Юмагузин и Мария Винник, опираясь на средний сценарий развития событий, для того чтобы сохранить население на текущем уровне в 146 млн человек, Россия должна привлекать в среднем по 390 тыс. мигрантов ежегодно в течение 80 лет.

Гастарбайтеров ждут не везде

В ноябре прошлого года МВД выступило с инициативой ввести для нелегальных мигрантов режим контролируемого пребывания. Как следует из разработанного законопроекта, он должен применяться «в отношении иностранного гражданина, находящегося в РФ и не имеющего законных оснований для пребывания (проживания) в РФ либо предоставивший заведомо недостоверные сведения или документы при осуществлении миграционного учета» — и начинать действовать с момента внесения такого иностранца в специальный реестр. Данный правовой режим накладывает ряд ограничений — например, запрет получать водительские удостоверения, водить машину, переводить деньги и пр.

Чуть раньше в Госдуму был внесен законопроект о запрете нанимать мигрантов для работы в медучреждениях, аптеках, школах, такси и грузовых перевозках. Авторы инициативы считают, что это позволит прекратить прирост гастарбайтеров в этих отраслях экономики и предоставить больше рабочих мест россиянам. В пояснительной записке отмечается, что приток трудовых мигрантов в Россию продолжает расти. При этом оплата их труда приравнялась к зарплате россиян и перестала быть более выгодной для российской экономики. Исходя из этого, депутаты также предложили ограничить допустимую долю иностранных работников в каждом виде экономической деятельности пятью процентами.

Правовое управление Госдумы, впрочем, посчитало нужным напомнить, что обеспечение проведения единой государственной миграционной политики относится к ведению правительства, а главы субъектов РФ имеют право определять потребность экономики регионов в иностранных рабочих кадрах и устанавливать запреты на привлечение мигрантов, в том числе, исходя из необходимости обеспечивать приоритет трудоустройства россиян.

И надо заметить, что регионы своим правом пользуются, вводя ограничения, которые затрагивают в том числе иностранцев с патентами на трудовую деятельность. В частности, подобные меры действуют в Кемеровской, Челябинской, Тульской, Воронежской, Калужской областях, ХМАО, Краснодарском крае и ряде других регионов. Примечательно, что в разных регионах существуют свой список отраслей экономики, в которых труд мигрантов оказывается под запретом.

По словам главы Кубани Вениамина Кондратьева, «Само решение на запрет иностранной рабочей силы почти во всех сферах, кроме строительной, продиктовано тем, что все отрасли экономики стали маржинальными», и привлекать мигрантов, «если бизнес может платить достойные зарплаты нашим жителям», смысла нет. «Даже в традиционном для региона агропромышленном комплексе привлекали много иностранцев, которые работали за небольшие деньги. А жители края, в том числе молодежь, уезжает в поисках большей зарплаты. Сегодня бизнес в сельском хозяйстве получает достойную прибыль, значит сможет повысить зарплаты, чтобы привлечь квалифицированных отечественных специалистов. Такая же ситуация и по другим сферам», — пояснил губернатор.

Как обходят запреты

Однако, выясняется, что запреты можно обойти. Едва вводится какое-то ограничение, так тут же «сегодняшние трудовые мигранты во всю бегут оформлять РВП, ВНЖ или гражданство РФ», то есть так или иначе легализуются, высказывает мнение доцент РАНХиГС, член экспертного совета отделения Всемирного русского народного собора по Москве Михаил Бурда. С таким суждением согласен и глава Центра помощи мигрантам Вадим Коженов, который обращает внимание, что работодатели попросту наберут «тех же самых мигрантов, только уже которые гражданство получили».

Примечательно, что, по данным МВД РФ, за первую половину прошлого года лидерами по получению гражданства среди бывших советских республик оказались уроженцы Таджикистана — новыми россиянам стали почти 87 тысяч из них (+17,26% к аналогичному периоду прошлого года). Следом идут Украина — 39 053, Армения — 17 921, Казахстан — 13 876, Киргизия — 10 506, Узбекистан — 9 340, однако российскими паспортами они интересовались меньше, чем годом ранее.

Впрочем, нередко оказывается, что получившие гражданство (а это уже даже не люди, воспользовавшиеся федеральной программой для бывших соотечественников, а чаще представители так называемой «третьей волны» — въезжающие для воссоединения с ранее получившим гражданство родственником) приезжие вовсе не спешат адаптироваться к местным реалиям и законодательным нормам. Говоря проще — готовы пользоваться правами и преференциями, но игнорируют обязанности. В частности, не спешат становится на воинский учет и идти в армию.

Более того, формируются национальные анклавы, о необходимости противодействовать появлению которых прямо говорится в Стратегии национальной безопасности России. «Там, где появляются этнические анклавы, появляется и своя субкультура, часто построенная на русофобии и радикализме, иногда — на идеологии запрещенной в России экстремистской организации АУЕ», — поясняет Кирилл Кабанов.

Также он обратил внимание на примеры неоднозначного поведения представителей диаспор, которые порой пытаются повлиять на решения местных властей. «Между тем дело диаспоры — культура и образование, социальная адаптация соотечественников, а не влияние на власть», — отмечает Кабанов. По мнению вице-спикера Госдумы Петра Толстого, «в России не должно быть места параллельным структурам со своими законами, обычаями и властью — только четкое следование нормам российского законодательства».

Новые законы и инициативы

Необходимость корректировки миграционной политики назрела давно — и это понимают на всех уровнях власти. По словам Путина, с мигрантами надо работать, «а не делать вид, что проблемы возникают только прямо сейчас». В связи с этим встал вопрос о необходимости создания госструктуры, которая бы комплексно решала вопросы трудовой миграции. «Нужен специальный орган, не только МВД, которое занимается техническими и правовыми вопросами. Нужен орган, который смотрел бы на эту проблему в комплексе и своевременно бы находил решения по каждому аспекту», — отметил президент.

В последнее время в России вступил в действие ряд законодательных новшеств в сфере миграционной политики. В частности, в конце прошлого года МВД начало лишать приобретенного гражданства натурализованных иностранцев в случаях сообщения ими ложных сведений, совершения ряда преступлений или создания угрозы национальной безопасности страны. При этом в СКР и Госдуме высказались за расширения списка преступлений, которые влекут за собой лишение российского паспорта: к их числу предлагается добавить любые тяжкие и особо тяжкие преступления, а также приготовление к ним.

В Госдуме идет работа по дополнительному законодательному регулированию диаспор. По словам главы комитета по делам национальностей Геннадия Семигина, существует как общественный запрос на наведение порядка в сфере миграции, так и конкретные предложения по этому поводу.

В то же время правительство России утвердило план концепции миграционной политики с 2024 по 2025 года. Он, в частности, предусматривает, что до конца года для прибывших в Россию при участии МВД, ФСБ, Минцифры, Минэкономразвития и Минобрнауки создадут цифровые профили, которые будут включать данные миграционного учета, содержащиеся в системах различных ведомств. Это позволит четко понять сколько конкретно иностранцев приезжает в РФ, а также достоверно подтвердить их личности с помощью биометрии.

Также в документе расписан план по мониторингу влияния миграции на российскую экономику, закреплены обязательства профильных ведомств предложить меры по борьбе с преступностью мигрантов, блокировать сайты с нелегальной миграцией и замораживать активы причастных к террористической деятельности иностранцев

Кроме того, правительством планом предусмотрен ряд мер, направленных на адаптацию иностранных мигрантов. В их числе — подготовка рекомендаций по созданию курсов, в том числе по обучению русскому языку, с учетом исторических, социальных и национально-культурных особенностей страны-донора. Также запланировано создание и распространение информационных материалов о правилах и нормах поведения в российском обществе.

Мария Осадчая