Posted 9 февраля, 17:00

Published 9 февраля, 17:00

Modified 12 февраля, 15:22

Updated 12 февраля, 15:22

Игорь Димитриев. Русский может стать европейцем, только уехав на Восток

9 февраля 2024, 17:00

Вероятно, вас тоже смущает эта двойственность российского общества: с одной стороны, оно ориентируется на западные ценности и образ жизни, внимательно прислушивается к высказываниям американских политиков и журналистов и мечтает попасть в семью европейских народов, а с другой — начинает «восточный разворот», радуется успехам Глобального Юга и объявляет крестовый поход против глобализма. Я для себя нашел банальный ответ.

Русские антропологически и культурно, действительно, европейцы. Внешне неотличимы, имеют схожее образование, освоив один из западных языков, легко растворяются в западном обществе.

Но в социально-политическом плане государство Россия — это, конечно, не Европа. Оно больше похоже на азиатские иерархические общества с их системой господства и подчинения, с приматом коллективного над индивидуальным. И это отражается в массовых представлениях о власти, о правах, об оппозиции.

В этом обществе нет места особому мнению, его носители рассматриваются в общем как предатели и во все эпохи искали спасения в эмиграции. От Курбского до нынешних релокантов. Другим выходом был такой активный эскапизм типа казачьих походов в Сибирь или вагнеровцев в Африке. На какое-то время они избавлялись от опеки государства, но потом оно приходило в виде царских воевод, а они шли дальше.

По причине совсем другой формы организации и представлений о том, как все должно быть в обществе устроено, России сложно интегрироваться в западный мир. Русские видят в кино и соцсетях таких же точно людей, своих. Назначают свидание, но приходят всеми 140 миллионами, с царем, боярами и опричниками. И, несмотря на внешнее сходство, свидания и большой крепкой любви не получается.

Обратные примеры — это Турция, Япония, Гонконг и прочие. Когда люди восточные по происхождению организованы в политическую общность западного типа.

Как лично я решил в своей жизни эту проблему двойственности? Ориентализм! Это европейское явление, то есть интерес европейца к Востоку, интерес внешний, без потери идентичности. Соответственно, у ориентализма есть и обратная сторона — для восточных людей ты европеец, чисто по внешним признакам. Им кажется, что Россия — это одна из европейских стран (пока они не сталкиваются с госструктурами).

В общем, россиянин, русский, русскокультурный, даже советский человек может стать европейцем, только уехав на Восток. И там может обрести интересующие его европейские ценности типа собственной позиции, свободы совести и чего там вам, предателям, еще хочется.

Игорь Димитриев, политконсультант, востоковед