Posted 12 февраля, 09:00

Published 12 февраля, 09:00

Modified 12 февраля, 15:22

Updated 12 февраля, 15:22

Александр Ивахник. Десятки тысяч людей могут зависнуть в правовой неопределенности

Александр Ивахник. Десятки тысяч людей могут зависнуть в правовой неопределенности

12 февраля 2024, 09:00
Фото: Иллюстрация ИА «Росбалт»

В связи с приближением выборов в Европарламент мейнстримные партии ЕС сейчас в первую очередь занялись теми проблемами, которые активно эксплуатируют набирающие силу национал-консервативные и праворадикальные партии.

Одна из этих проблем — выступления фермеров, которые протестуют, в частности, против зарегулированности аграрного сектора и все новых экологических ограничений. Еврокомиссия и лидеры стран ЕС были вынуждены отказаться от ряда крайностей «зеленой повестки».

Вторая острая проблема, вызывающая растущее недовольство местного населения, — новый всплеск иммиграции. В 2023 году Агентство ЕС по безопасности внешних границ зафиксировало 380 тыс. незаконных пересечений границы — наивысший уровень с 2016 года. В 2022 году в ЕС было зарегистрировано почти 800 тыс. ходатайств о получении убежища, за 11 месяцев 2023-го — более миллиона.

В последнее время руководящие органы ЕС форсировали разработку и принятие общей миграционной политики, которая позволила бы снять остроту этой проблемы. 20 декабря после трехдневных обсуждений и споров представители правительств стран ЕС и Европарламента одобрили «Новый пакт по миграции и предоставлению убежища», состоящий из пяти законов. После этого специалисты ЕС проводили работу по выверке текста законов, а 8 февраля Комитет постоянных представителей стран-членов ЕС в Брюсселе рассмотрел и принял миграционный пакт. Он призван упорядочить регулирование миграционного притока и покончить с десятилетием односторонних действий отдельных правительств, которые подрывали коллективное принятие решений на уровне ЕС. Нужно сразу уточнить, что пакт касается прежде всего выходцев из Азии и Африки и не затрагивает беженцев из Украины, положение которых регламентируется специальной директивой о защите.

Новые правила предусматривают, что сразу после первого въезда на территорию ЕС мигранты будут подвергаться скринингу. У них будут собираться биометрические данные, информация о национальности, возрасте, состоянии здоровья. Будут осуществляться проверки на предмет угрозы безопасности. Все эти данные будут храниться в общей базе данных ЕС, к которой будут иметь доступ правоохранительные органы и Европол.

Положение о процедурах предоставления убежища выделяет два типа процедуры. Одна — традиционная, которая нередко занимает много месяцев. Вторая — ускоренная приграничная. Под нее будут подпадать мигранты, которые лгали при первичном скрининге, вызывают подозрения в плане безопасности или прибыли из стран, выходцам из которых редко предоставляется убежище (например, Пакистана, Турции, Туниса, Марокко). При ускоренной процедуре просители убежища будут находиться в закрытых центрах содержания близ границы. Максимальный срок рассмотрения их ходатайств составит 12 недель. В случае отказа в предоставлении убежища в течение следующих 12 недель они должны депортироваться в страну происхождения или «безопасную третью страну».

Наконец, новый пакт устанавливает систему «обязательной солидарности». Речь идет о помощи странам, куда прибывает основная масса нелегальных мигрантов (прежде всего Италии, Греции и Испании). Предусмотрено, что релокации из этих стран будут подлежать 30 тыс. мигрантов в год. Доля каждой страны ЕС на прием релокантов будет исчисляться, исходя из размера ВВП и населения. Но принудительных квот не будет. Если страна не желает принимать мигрантов, она должна будет выплатить 20 тыс. евро за каждого человека, которые пойдут в общий фонд ЕС. Эти средства будут расходоваться для помощи гостеприимным странам, а также на строительство центров скрининга и содержания мигрантов.

Теперь новый пакт будет передан в Европарламент, голосование в котором пройдет в апреле. Конечно, пакт подвергся резкой критике правозащитных организаций, которые расценили его как потакание крайне правым силам. Но есть вопросы и с точки зрения его практической реализации. У ЕС и отдельных стран-членов почти нет соглашений со странами происхождения мигрантов об их депортации в случае отказа в предоставлении убежища. В результате многие десятки тысяч людей могут зависнуть в правовой неопределенности.

Александр Ивахник, политолог — для Тelegram-канала Bunin&Co