Posted 14 февраля, 15:53
Published 14 февраля, 15:53
Modified 18 февраля, 19:24
Updated 18 февраля, 19:24
Сложная и противоречивая каталонская политика обогатилась новой конфликтной темой. Это миграция. Причем тему эту подняли сепаратистские силы различного толка.
Началось с того, что на местных выборах в мае 2023 года в муниципалитете небольшого города Риполь, входящего в провинцию Жирона, победила новая праворадикальная сепаратистская партия «Каталанский альянс». Эта партия добилась некоторых успехов и в ряде других мест, но в Риполе ее представительница Сильвия Орриолс стала мэром.
С того времени Орриолс выступает знаменосцем бескомпромиссного антииммигрантского каталонского национализма. Она открыто называет выходцев из мусульманских стран угрозой каталонской идентичности и подчеркивает, что контроль над миграцией и отделение от Испании — взаимосвязанные вещи. «Ключевой вопрос заключается в выживании каталонцев и Каталонии, и чтобы обеспечить это, мы должны добиться независимости и контроля над нашими границами», — заявляет Орриолс.
На посту мэра Орриолс значительно затруднила для иммигрантов регистрацию в муниципальном реестре, что является необходимым для доступа к таким социальным услугам, как здравоохранение и образование. Сейчас соответствующие жалобы разбирают правительство Испании и даже Еврокомиссия.
Убедительная победа «Каталанского альянса» в Риполе была достигнута в результате того, что партия «Вместе за Каталонию» (ВзК) беглого лидера попытки незаконного отделения от Испании в 2017 году Карлеса Пучдемона потеряла более половины мест в муниципалитете. Это встревожило партию Пучдемона, и она теперь поднимает на щит тему контроля над миграцией. Для этого есть определенные основания.
Сейчас в 36 городах Каталонии доля иностранцев превышает четверть населения. Опрос в конце прошлого года показал, что 60% каталонцев считают, что масштаб иммиграции в регионе слишком высок. Для правительства социалиста Педро Санчеса поддержка семи депутатов от ВзК в Конгрессе депутатов критична для принятия законов. В середине января, когда правительство проводило через Конгресс три важных законопроекта, в т. ч. об антикризисных социальных мерах, партия Пучдемона поставила условием их прохождения достижение соглашения о передаче Каталонии полномочий по проблемам иммиграции в регионе.
Генсек ВзК Жорди Турулл в этой связи отмечал прямую связь между иммиграцией и ростом преступности в регионе и настаивал на том, что Каталония должна получить возможность депортировать иммигрантов, совершающих повторные правонарушения. Представители ВзК заявили, что Мадрид согласился на передачу всестороннего контроля над миграционными делами. Однако правительство Санчеса настаивает, что детали сделки еще не согласованы и что в ведение региональных властей перейдут в основном вопросы интеграции мигрантов, а вопросы пограничного контроля, предоставления убежища и депортации мигрантов останутся в компетенции центра.
Любопытно, что вторая основная сепаратистская партия — «Республиканские левые Каталонии» (РЛК), которая сейчас в одиночку управляет регионом в рамках правительства меньшинства, — осудила популистскую позицию партии Пучдемона по теме миграции. Она обвинила ВзК в «поощрении языка ненависти и действий крайне правых». Глава правительства Каталонии Пере Арагонес заявил, что увязывание миграции с преступностью «оказывает стране медвежью услугу». Он добавил: «Мы не будем участвовать в популистских дискурсах, которые используют миграцию в электоральных целях».
Действительно, в начале 2025 года в Каталонии состоятся парламентские выборы, и ВзК намеревается не просто вернуться в правительство, а возглавить его.
Стоит добавить, что позиции двух сепаратистских партий разошлись и в отношении закона о всеобщей амнистии для деятелей движения за независимость, принятия которого они добивались вместе. При голосовании по закону в Конгрессе депутатов 30 января ВзК неожиданно выступила против. Депутаты ВзК утверждали, что текст закона не обеспечивает полных гарантий безопасности для возвращения в Испанию своего лидера Пучдемона. Сейчас правительство и ВзК ведут переговоры по доработке текста, но чем закончится вся эта история, пока неясно.
Александр Ивахник, политолог — для Тelegram-канала Bunin&Co