Posted 21 февраля, 13:58

Published 21 февраля, 13:58

Modified 21 февраля, 14:50

Updated 21 февраля, 14:50

Россияне без автомобиля не останутся благодаря вторичке.

Праворульные «японцы» и европейские «китайцы» для экономных

21 февраля 2024, 13:58
Фото: Изображение Midjourney
Россияне без автомобиля не останутся благодаря вторичке.

На вторичном авторынке повторяется ситуация 1990-х годов

Рынок подержанных автомобилей после ухода из РФ европейских, корейских и японских брендов для многих россиян стал спасением. Хотя и на нем машины дорожают и «стареют», но выбор в некоторых регионах расширяется за счет соседних азиатских стран.

За январь 2024 года жители нашей страны стали обладателями 324,7 тыс. автомобилей со вторичного рынка. Если сравнивать эти данные с январем прошлого года, наблюдается падение на 10%. По утверждению многих экспертов, рынок вторичных автомобилей уже третий месяц показывает отрицательную динамику. А последние данные этого года приблизились к худшему показателю в истории вторичного рынка — январю 2017 года, тогда было продано всего 314 тыс. автомобилей. При этом мы помним внушительный скачок в продажах летом прошлого года, тогда в августе было продано 551 тыс. единиц. С того момента фиксируется падение в продажах, вернее — в покупках нашими гражданами автомобилей со вторичного рынка.

— Проблема комплексная. Это и новая ставка утилизационного сбора, и рост цен, — а за прошлый год в среднем цена на вторичном рынке выросла на 17%. И, конечно, сами владельцы сейчас меньше стали выставлять на продажу, срок владения увеличился до 7 лет. Раньше эта цифра была в районе 6,8, - заявил «Росбалту» эксперт аналитического агентства «Автостат» Азат Тимерханов.

Из-за чего дорожают автомобили

В июле прошлого года правительство РФ повысило утильсбор на легковые автомобили, импортируемые в Россию. В большей степени, по оценкам экспертов, это повышение затронуло физических и юридических лиц, которые зарабатывали на поставках б/у автомобилей в Россию, к примеру, из Японии. Новые правила по утильсбору заработали с 1 августа 2023 года. Тогда же Япония объявила о том, что уже с 9 августа вступает в силу запрет на поставки в Россию как новых, так и б/у автомобилей определенной категории. Запрет на ввоз коснулся тех авто, чей рабочий объем двигателя превышает 1,9 л.

Все это послужило катализатором ввоза в Россию в июне–июле, то есть до введения ограничений и запретов, большого количества автомобилей. По словам экспертов, тогда было ввезено и попало в продажу на вторичном рынке почти 150 тыс. единиц. Что в свою очередь объясняет скачок в продажах, зафиксированный в августе прошлого года.

Как отмечают эксперты, на вторичный рынок также оказывает влияние и ужесточение условий для ввоза автомобилей через соседние страны. Так, с 1 апреля устанавливаются новые правила для тех, кто переправляет автомобили из стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Теперь, если при ввозе в Россию будет установлен факт того, что стоимость автомобиля была занижена, придется оплатить новый, повышенный утилизационный сбор. В него войдут как сборы, так и недоплаченные налоги.

Эту ситуацию в беседе с изданием прокомментировал вице-президент Национального автомобильного союза Ян Хайцеэр:

— Ввозить автомобиль через эти страны будет невыгодно. В связи с этим цены приблизятся к дилерским. Просто надо понять — насколько, будет ли разница, чтобы было выгодно покупать эти машины. В любом случае львиная доля таких продавцов, а соответственно и покупателей отвалится, потому что гарантии как бы нет. Поэтому мы можем предполагать, что еще на какое-то количество параллельный импорт сократится.
Это может сказаться на вторичном рынке: чтобы что-то ненужное продать, нужно сначала его купить по привлекательной цене. Вторичный рынок, скорее всего, поднимется в цене, если те машины, которые продаются, будут пользоваться спросом за эти деньги. У нас в конце прошлого года и в начале этого был профицит автомобилей. Достаточно много свободных машин было и на вторичке, и на первичке, поэтому будем просто наблюдать за ситуацией.

LADA лидирует на вторичке

По данным аналитического агентства «Автостат», пальму первенства по продажам на вторичном рынке в январе 2024 года удерживает LADA, второе место у Toyota, а замыкают тройку лидеров автомобили марки KIA. Самой популярной моделью является LADA-2114 в кузове хэтчбэк, второе место удерживает Ford Focus, третье у корейца KIA Rio. В Топ-10 самых продаваемых моделей в начале этого года оказался только один авто бизнес-класса — Toyota Camry, при этом в сравнении с январем прошлого года его продажи на вторичном рынке сократились на 20%.

Но не все эксперты сходятся во мнении, что вторичный рынок испытывает кризис. Так, в беседе с «Росбалтом» известный эксперт в области автомобильного транспорта, телеведущий программы «Минтранс» на РенТВ Вячеслав Субботин отметил:

— На самом деле падения спроса нет. Как продавалось большое количество автомобилей внутри страны, так и продается. Другое дело, что их меньше завозят из-за рубежа, но, тем не менее, внутренний рынок перепродаж автомобилей как был высоким, таким и остается.

Подержанные «японцы» хлынули в Россию

По словам Субботина, сегодня поток подержанных машин из Японии вырос очень серьезно — повторяется история 1990-х годов:

— Через Дальний Восток завозят великолепные автомобили, просто умопомрачительные. Я недавно был в Иркутске, в Улан-Удэ, ну там такие машины ездят! Гораздо лучше даже, чем то, что производили на наших заводах иностранцы. Это сплошь гибриды, с расходом топлива в 4 литра на 100 км. И разнообразные по типу кузовов: вот тебе и внедорожник, вот тебе и вэн, вот тебе «каблучок», вот тебе седан.

Еще одна тенденция: из Китая стали завозить автомобили европейской конструкции. По словам эксперта, чисто китайские автомобили наши граждане еще не воспринимают.

— Деньги держать в кубышке не стоит, безусловно. Есть потребность в автомобиле — надо идти и покупать. Я бы ориентировался на европейские машины из Китая и на японские с правым рулем, — советует Вячеслав Субботин.